Дело № 2-1241/2011
Именем Российской Федерации
Решение
14 апреля 2011 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре Уткиной Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.Е. к мэрии г. Архангельска об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении и о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
К.А.Е. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении и о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Департаментом образования после наступления трехлетнего возраста его сыну к.я.а. Ярославу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении по мотиву отсутствия мест. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение его конституционного права на труд и достойное содержание семьи, поскольку в связи с тем, что ребенку исполнилось 3 года, он был вынужден уволиться с работы по причине невозможности оставить ребенка одного дома. Просил обязать мэрию г. Архангельска предоставить его сыну к.я.а. место в детском дошкольном учреждении.
В судебном заседании истец и его представитель С.А.А. исковые требования уточнили, просили обязать мэрию г. Архангельска предоставить к.я.а. Ярославу место в детском дошкольном учреждении <адрес> детском саду № «Рябинушка», <адрес>, или № «Искорка», <адрес>, или №, <адрес>, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Представитель мэрии г. Архангельска Е.О.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что к.я.а. Ярослав не состоит в списках детей, которые пользуются правом на первоочередной и внеочередной прием в детское дошкольное учреждение. Следовательно, поскольку очередь на предоставление места данному ребенку не подошла, удовлетворение исковых требований нарушит права других граждан, подлежащих приему в детские дошкольные учреждения и также состоящих в очереди.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Как установлено судом, к.я.а., сын истца, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ №, и сторонами не оспаривается.
21 января 2008 К.А.Е.. обратился в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад к.я.а. для обеспечения местом в дошкольных учреждениях.
В письмах Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, направленных истцу, указано, что возможности предоставить место в детском дошкольном учреждении к.я.а. не имеется, предлагается оказание вариативных услуг дошкольного образования.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела к.я.а. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, при этом ребенок достиг трехлетнего возраста.
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого правом на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит непосредственно гражданам.
Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18).
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Согласно п. 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 4 Типового положения).
Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №, в порядке очередности подачи заявлений родителями (законными представителями) на начало учебного года.
Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Учреждение), на территории муниципального образования "Город Архангельск" осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).
Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Как установлено судом, к.я.а. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.
Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.
Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Как установлено судом, истец обратился с заявлением о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента подачи заявления прошло более трех лет, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен.
Мэрией г. Архангельска представлены доказательства того, что муниципалитетом предпринимаются меры по увеличению количества детских учреждений, однако суд приходит к выводу, что они не являются достаточными, поскольку ребенок истца, по заявлению представителя мэрии, может быть обеспечен местом в детском саду только к сентябрю 2011 года.
Ссылки ответчика на ущемление прав других граждан в случае удовлетворения иска суд признает несостоятельными, поскольку права других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом судебного исследования.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска в части обязания ответчика предоставить место в детском дошкольном учреждении.
При разрешении требований о компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
В силу ст.151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность компенсации морального вреда. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Между тем, обязанность по возмещению морального вреда, причиненного гражданину, является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому для возложения такой обязанности необходимо соблюдение ряда условий, совокупность которых определяет состав гражданского правонарушения, который включает в себя: противоправное поведение причинителя вреда, наличие вреда, причинно-следственной связи между противоправным поведением и вредом, а также вину.
При этом также необходимо учитывать, что причинная связь - это такая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его.
В ходе рассмотрения дела, суду со стороны истца не было представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по не предоставлению места в детском дошкольном учреждении и наступившим у истца ухудшением здоровья. Медицинская карта истца также не подтверждает наличие данной причинно-следственной связи. В связи с чем в удовлетворении исковых требований К.А.Е. к мэрии г. Архангельска о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования К.А.Е. к мэрии г. Архангельска об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении и о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить К.А.Е. местом в детском дошкольном образовательном учреждении г. Архангельска для сына - к.я.а., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - детском саду № либо № либо №.
В удовлетворении исковых требований К.А.Е. к мэрии г. Архангельска о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Ушакова Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2011 года.