о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1223/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«08» апреля 2011 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.Л.И. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Х.Л.И. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения. Исковые требования обосновала тем, что является дочерью военнослужащего Х.И.И., умершего при исполнении обязанностей военной службы. Решением окружной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и включена в списки внеочередного предоставления жилого помещения по Цигломенскому территориальному округу в г. Архангельске. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение ей не предоставлено. Она проживает в <адрес>, нанимателем которой является сожитель ее матери. В связи с этим, истец Х.Л.И. просила обязать мэрию г. Архангельска предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к жилым помещениям г. Архангельска, расположенное в черте г. Архангельска, общей площадью не менее 18 кв.м.

В судебном заседании истец Х.Л.И. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Б.Е.М., действующая на основании доверенности, не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, с иском не согласилась. При этом она ссылалась на то обстоятельство, что обеспечение жилыми помещениями членов семьи погибших военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления данные полномочия переданы не были, соответственно, мэрия г. Архангельска является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика министерства строительства Архангельской области Б.А.В., действующая на основании доверенности, указала на отсутствие оснований для удовлетворения иска. Не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением, ссылалась на то, что в настоящее время отсутствуют утвержденные на федеральном уровне соответствующие нормативные правовые акты в рамках реализации Закона № 342-ФЗ, устанавливающие методику определения общего объема и распределения субвенций, правила их предоставления бюджетам субъектов РФ, а также правила определения норматива общей площади жилого помещения, используемого при определении размера единовременной денежной выплаты, предоставляемой гражданам. Поскольку субвенции для осуществления переданных полномочий не определены, органы государственной власти Архангельской области не вправе осуществлять государственные полномочия ввиду отсутствия правового регулирования отношений по предоставлению субвенций, отсутствие самих субвенций, главный распорядитель средств федерального бюджета также не определен. Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовой и финансовый механизм обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, установленных Законом № 342-ФЗ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» К.В.И., действующий на основании доверенности, не оспаривал право истца на обеспечение жилым помещением вне очереди и считал надлежащим ответчиком мэрию г. Архангельска, которая осуществляет ведение учета нуждающихся в жилом помещении лиц.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в суд своего представителя не направило.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ) государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 24 Закона № 76-ФЗ (в действовавшей на момент принятия истца на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением лиц редакции), за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак, сохраняется право на получение жилой площади, льгот по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонентской плате за пользование ими, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина), независимо от форм собственности и принадлежности занимаемого жилого помещения, а при проживании их в домах, не имеющих центрального отопления, и на обеспечение в первоочередном порядке с предоставлением скидки в размере 50 процентов по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки.

Аналогичное право членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы, на обеспечение жилым помещением закреплено в п. 3.1 ст. 24 вышеуказанного федерального закона согласно которой за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до ДД.ММ.ГГГГ принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в том числе в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма.

При этом, в силу п. 1 ст. 15.1. Закона № 76-ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Как видно из материалов дела, Х.Л.И., 1991 года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, является дочерью умершего от ранения ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего контрактной службы Х.И.И. Данный факт подтвержден копией свидетельства о рождении Х.Л.И., копией извещения Исакогорского районного военного комиссариата г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой Исакогорского районного военного комиссариата г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, копией свидетельства о смерти Х.И.И.

Решением окружной общественной жилищной комиссии Х.Л.И. с семьей 1 человек была поставлена на очередь внеочередного предоставления жилого помещения, номер очереди 33 (протокол окружной общественной жилищной комиссии Исакогорского и Цигломенского территориальных округов от ДД.ММ.ГГГГ №).

Приказом главы администрации Исакогорского территориального округа мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения документов общественной комиссии по жилищным вопроса Х.Л.И. поставлена на очередь внеочередного предоставления жилья с составом семьи 1 человек (выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ истец включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, как член семьи погибшего военнослужащего.

Из ответа администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Военному комиссару Исакогорского округа г. Архангельска следует, что Х.Л.И. взята на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по Цигломенскому округу с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди 26.

Согласно аналогичного ответа администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу следует, что он состоит на очереди внеочердного предоставления жилого помещения как семья военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы и номер ее очереди 26.

Из сообщения заместителя мэра города по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № заместителю председателя областного Собрания депутатов следует, что Х.Л.И. ДД.ММ.ГГГГ была взята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включена в списки внеочередного предоставления жилого помещения по Цигломенскому округу, номер ее очереди на ДД.ММ.ГГГГ - 17.

Как видно из сообщения администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ № номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ - 11.

В процессе судебного разбирательства ни ответчик, ни иные участвующие в деле лица право Х.Л.И. на обеспечение жилым помещением как члена семьи погибшего в период прохождения военной службы военнослужащего не оспаривали и под сомнение не ставили.

При таких обстоятельствах, учитывая положения закона о первоочередном обеспечении жилым помещением лиц данной категории равно как включение истца в списки внеочередного предоставления жилого помещения, суд не может признать правомерным необеспечение Х.Л.И. жилым помещением в течение более 10 лет.

Доказательств того, что истец получил по договору социального найма жилое помещение либо иным образом реализовал свое право на данную меру социальной поддержки, со стороны ответчика суду представлено не было.

Разрешая вопрос о порядке предоставления жилого помещения истцу, суд исходит из следующего.

Согласно положениям абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона № 76-ФЗ (действовавшим до 01.01.2011), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

После вступления в силу закона Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - Закон № 342-ФЗ) с 01.01.2011 за членами семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, сохранено право на обеспечение в первоочередном порядке жилыми помещениями в соответствии с требованиями п. 2.1. ст. 15 и ст. 15.1. Закона № 76-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 342-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями в том числе в части предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч. 2 вышеуказанной статьи, порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 342-ФЗ, финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.

Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч. 5-8 ст. 3 Закона № 342-ФЗ).

Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм права, следует, что финансирование такой меры социальной поддержки как обеспечение жилыми помещениями лиц, имеющих право на ее получение в соответствии с положениями Закона № 76-ФЗ, осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде перечисляемых бюджету субъекта Российской Федерации субвенций.

Как пояснили в судебном заседании представители ответчика и третьего лица министерства строительства Архангельской области, в настоящее время порядок предоставления жилых помещений в порядке Закона № 76-ФЗ законодательством субъекта Российской Федерации не установлен, методика расчет объема субвенций не определена.

Вместе с тем, отсутствие разработанного порядка предоставления вышеуказанной меры социальной поддержки не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.

При этом суд учитывает, что Х.Л.И. приобрела право на обеспечение жилым помещением в рамках Закона № 76-ФЗ как член семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы будучи несовершеннолетней в возрасте 11 лет. Несмотря на положения п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 26 Конвенции о правах ребенка» (одобрена генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), права несовершеннолетнего на обеспечение мерами социальной поддержки реализованы не были.

Действовавшее на момент приобретения Х.Л.И. права на обеспечение жилым помещением и постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательство не исключало возможность предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ответчика мэрию города Архангельска по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м., расположенного в черте г. Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Архангельску. При этом обеспечение жилым помещением производится за счет средств бюджета Архангельской области в рамках субвенций, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению указанных в абз. 3 п. 2.1. ст. 15, абз. 3 п. 3.1. ст. 24 Закона № 76-ФЗ граждан жилыми помещениями.

В силу ст. 98 ГПК РФ с мэрии города Архангельска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Х.Л.И. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию г. Архангельска предоставить Х.Л.И. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м., расположенного в черте г. Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Архангельску.

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Х.Л.И. государственную пошлину, уплаченную при подаче иска, в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года.