«31» марта 2011 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Ногих Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Л.К. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Б.Л.К. обратилась в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. Исковые требования обосновывала тем, что является собственником 3/14 долей в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>, что соответствует трем комнатам, площадью 56,03 кв.м. Ссылаясь на ненадлежащее состояние занимаемого жилого помещения и его непригодность для проживания, обратилась в суд с данным иском и просила обязать ответчика предоставить ей на состав семьи из двух человек, включая брата Б.Н.К., благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к жилым помещениям г. Архангельска, расположенное в черте города Архангельска, общей площадью не менее 56,03 кв.м.
В судебном заседании истец Б.Л.К. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Х.Я.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Полагала, что в связи с отсутствием доказательств признания вышеуказанного жилого дома непригодным для проживания, оснований для предоставления истцу другого жилого помещения не имеется. Также указала, что истец не признан в установленном порядке малоимущим.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Б.Н.К., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, Б.Л.К. является собственником 3/14 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что соответствует трем комнатам в <адрес>, площадью 56,03 кв.м. В указанном жилом помещении также зарегистрирован и проживает ее брат Б.Н.К.
Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации №), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, копией технического паспорта на жилой дом, копией поквартирной карточки на жилое помещение.
В судебном заседании истец полностью поддержала доводы искового заявления, пояснив, что жилое помещение является непригодным для проживания, находиться котором опасно для нее и членов ее семьи. Данные обстоятельства непригодности жилого помещения отражены в акте обследования материально-бытового положения Отдела социальной работы Ломоносовского территориального округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец полагал, что данный акт является достаточным доказательствам признания жилого помещения непригодным для проживания.
Из указанного акта следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом Отдела социальной работы Ломоносовского территориального округа г. Архангельска было проведено обследование материально-бытового положения семьи Б.Л.К. по адресу: <адрес>. В ходе обследования установлено, что дом 1913 года постройки, физический износ дома на ДД.ММ.ГГГГ составляет 75%, дом перекошен и для проживания непригоден.
Вместе с тем, вышеизложенное не может явиться достаточным основанием для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение по тому основанию, что занимаемое им жилое помещение является непригодным для проживания в силу следующего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом действующим законодательством признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, как это следует из содержания п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ.
Во исполнение требований Жилищного кодекса РФ, изложенных в ст. 15, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В силу п. 8 данного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм права в их совокупности, следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с Положением о межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным распоряжением мэра г. Архангельска от 17.08.2006 №913р, межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования «Город Архангельск» создается органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с целью рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в мэрии г. Архангельска отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что <адрес>, равно как и находящееся в нем жилое помещение - <адрес>, были признаны непригодными для проживания. Более того, <адрес> является частным, в связи с чем у мэрии г. Архангельска нет законных оснований для признания его непригодным для проживания.
В материалы дела поступило сообщение Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому межведомственной комиссией обследование занимаемого истцом жилого помещения не производилось.
Поскольку в установленном законом порядке ни <адрес>, ни занимаемая истцом в данном доме <адрес> не были признаны непригодными для проживания, и признание их таковыми находится за рамками компетенции суда, то в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что решением отдела социальной работы мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ в признании семьи Б.Л.К. малоимущей отказано. Из ее пояснений в судебном заседании следует, что с соответствующим заявлением о присвоении ее семье статуса малоимущей она не обращалась, т.к. полагает, что совокупный доход семьи превышает пороговое значение.
Кроме того, само по себе обстоятельство неспособности истца приобрести на свои личные средства жилое помещение в виду финансовых затруднений, не свидетельствует о наличии у него законных оснований требовать возложения обязанности по обеспечению его жильем на мэрию г. Архангельска.
В случае, если у истца имеются основания полагать, что проживание в данном жилом помещении представляет опасность для его жизни и здоровья по причине аварийного состояния, то он не лишен возможности ходатайствовать перед ответчиком о предоставлении жилого помещения маневренного фонда в порядке, предусмотренном законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Б.Л.К. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2011 года.