«12» мая 2011 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Беляевской О.Я.,
при секретаре Соколовой А.А.,
с участием прокурора Здрецова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Архангельска в интересах Б.Т.В. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
прокурор Октябрьского района города Архангельска обратился в суд в интересах Б.Т.В. с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Б.Т.В. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, местом ее рождения является г.Архангельск. Ее мать Б.Г.Н. решением Приморского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ была признана недееспособной. ДД.ММ.ГГГГ последняя умерла, согласно актовой записи о рождении сведения об отце внесены со слов матери. С рождения Б.Т.В. воспитывалась в детских домах Архангельской области, по достижению совершеннолетия обучалась в ГОУ СПО «Архангельский аграрный техникум» г.Архангельска. По окончании образовательного учреждения не была обеспечена жильем. Просит суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании Б.Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что после окончания обучения в интернате обращалась в мэрию г. Архангельска в устной форме с заявлением о представлении жилого помещения, получила отказ, мотивированный необходимостью обратиться в мэрию г.Плесецка, по месту жительства ее матери. По обращении в мэрию г. Плесецка с аналогичным заявлением получила отказ со ссылкой на то, что местом ее выявления как лица, оставшегося без попечения родителей является г.Архангельск. В настоящее время проживает в г.Северодвинск в съемной квартире без регистрации и имеет на иждивении малолетнюю дочь.
Прокурор З.С.А. поддержал исковые требования в полном объеме и просил обязать мэрию города Архангельска предоставить Б.Т.В. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 кв.м., расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Представитель ответчика мэрии города Архангельска К.Т.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что право истца на получение жилой площади не оспаривается.
Третье лицо орган опеки и попечительства мэрии г.Архангельска в лице представителя по доверенности Ч.С.Н. с исковыми требованиями согласна.
Третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя не направило.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, истец Б.Т.В., родилась ДД.ММ.ГГГГ в г.Архангельске, о чем сделана соответствующая запись № от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС г. Архангельска.
Ее мать Б.Г.Н. решением Приморского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ была признана недееспособной. ДД.ММ.ГГГГ Б.Г.Н. согласно свидетельства о смерти серии И-ДП № от ДД.ММ.ГГГГ умерла. Из актовой записи о рождении истца следует, что сведения об отце Б.В.В. внесены со слов матери.
Из справки Министерства здравоохранения Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Б.Т.В. находилась на воспитании в Областном доме ребенка на полном государственном обеспечении. Далее до ДД.ММ.ГГГГ, согласно решению Октябрьского районного совета народных депутатов исполнительного комитета №, Б.Т.В. воспитывалась в ГОУ «Архангельский дошкольный детский <адрес>», откуда приказом Исполнительного комитета Архангельского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № была переведена в семейный детский дом в д. Горка <адрес> и находилась в указанном учреждении до совершеннолетия.
С 1993г. по 2001г. Б.Т.В. училась в средней общеобразовательной школе д. Горка.
В 2001г. Б.Т.В. поступила в ГОУ НПО № в <адрес>, которое окончила в 2004г. получив диплом по специальности «повар-кондитер».
В 2004 г. Б.Т.В. поступила в ГОУ СПО «Архангельский аграрный техникум», окончила его 2007г. получив диплом по специальности «зоотехник». После окончания указанного образовательного учреждения проживала в г. Архангельске, снимала комнату, без регистрации.
При этом на протяжении всего периода пребывания и обучения истца в вышеперечисленных государственных учреждениях, она находилась на полном государственном обеспечении.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец относилась к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и, как следствие, имела право на предоставление установленных в законодательстве для данной категории граждан мер социальной поддержки.
В абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) также закреплено, что дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования и др. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом необходимо заметить, что после окончания вышеперечисленных учреждений, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снимаются с полного государственного обеспечения, в связи с чем, жилое помещение должно им предоставляться незамедлительно.
Иное толкование вышеизложенных правовых норм недопустимо, т.к. ведет к нарушению права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ, ранее перечисленных категорий граждан.
В силу ч. 3 ст. 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании с января 2008г. по 2009 год Б.Т.В. проживала в п. Плесецк Архангельской области, где снимала комнату по договору найма специализированного жилого помещения в общежитии без регистрации, с целью обеспечения ее жилым помещением, как сироты по последнему месту проживания ее матери.
Постановлением главы муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № за Б.Т.В. была закреплена жилая площадь в МО «Плесецкий район», ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление было отменено на основании протеста прокурора Плесецкого района.
В 2009 г. Б.Т.В. переехала в г. Северодвинск, где ДД.ММ.ГГГГ родила дочь Б.С.Д В настоящее время Б.Т.В. с несовершеннолетней дочерью проживает в г. Северодвинске в съемной комнате без регистрации.
В 2011г. Б.Т.В. обратилась в мэрию г. Архангельска с заявлением о представлении жилого помещения по месту выявления, получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ от Департамента здравоохранения и социальной политики со ссылкой на достижение 24 летнего возраста.
Таким образом,а основании вышеизложенногоился учитывая местом выявления истца как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является г. Архангельск, при передаче Б.Т.В. на воспитание в государственное учреждение Областной дом ребенка, вопрос о закреплении за ней права на проживание в жилом помещении матери решен не был, соответствующее решение отсутствует. Суд приходит к выводу о том, что на момент лишения родительского попечения истец не имела закрепленного за нею жилого помещения и, следовательно, нуждалась в предоставлении такового и должна была быть принята на соответствующий учет.
Бездействие со стороны органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления по защите прав несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, привело к тому, что после окончания пребывания в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении Б.Т.В. не имела определенного места жительства.
На основании изложенного, суд полагает необходимым исковые требования истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить.
При этом, то обстоятельство, что Б.Т.В. обратилась в суд с данным иском после достижения ею возраста 23 лет не может послужить основанием для отказа в иске, т.к. жилищные правоотношения носят длящийся характер и право на обеспечение жилым помещением, возникшее у несовершеннолетнего, но не реализованное по независящим от него обстоятельствам, подлежит судебной защите.
При этом суд принимает во внимание, что истец своевременно, сразу после окончания учебного заведения в 2007 году, обращалась в органы местного самоуправления как по месту своего рождения и окончания обучения в г. Архангельске, так и по месту проживания ее матери в г.Плесецке, но ей было отказано. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривается. Не обладая необходимыми познаниями в области права и получив отказ на устное заявление о предоставлении жилого помещения, Б.Т.В. не смогла предпринять дальнейших действий по оспариванию данного отказа и надлежащей защите своего нарушенного права, что не может повлечь за собой отказ в предоставлении ей установленной законом меры социальной поддержки.
Согласно ст.ст.19,20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Архангельска в интересах Б.Т.В. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Б.Т.В. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, общей площадью не менее 15 кв.м., расположенное в черте города Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2011 года.Судья О.Я. Беляевская