о предоставлении безвозмездной субсидии



Дело № 2-2240/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«25» мая 2011 года                                                                        город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Н.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

истец Д.Н.П. обратился в суд с иском министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии.

В обоснование исковых требований указал, что ему выдано удостоверение участника ВОВ серии ВВ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Согласно справке МСЭ он является инвалидом 1 группы по общему заболеванию. В июле 2010 года истец обратился в ГУ «ОСЗН по Виноградовскому району» с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья, после чего был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по ФЗ «О ветеранах». Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении субсидии для обеспечения жильем, в связи с тем, что отсутствуют сведения о прохождении военной службы в составе действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагая данный отказ незаконным, истец просил обязать ответчика предоставить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения.

Истец Д.Н.П. в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивал.

Ответчик министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило. При этом представило отзыв, в котором полагало необходимым в иске отказать

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ГУ Архангельской области « Отделение социальной защиты населения по Виноградовскому району», просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании пп. 4. п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон), инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В силу п. 4 ст. 17 Закона, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.П. было выдано удостоверение серии ВВ , в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах».

Согласно справке МСЭ-016 от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.П. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и имеет право на льготы по ст.14 Закона.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием «Березниковское» на основании предоставленных документов Д.Н.П. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Не оспаривая факт признания истца нуждающимся в жилом помещении, ответчик ссылался на то, что поскольку инвалидность истца не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, то меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» только лишь в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения.

Указанные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права.

Как видно из материалов дела, Д.Н.П. бессрочно установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается копией справки МСЭ-016 от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением Главного Бюро «МСЭ по Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с положениями п. 2.7. Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утв. Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в п.п. 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Из письменного отзыва ГУ «ОСЗН по Виноградовскому району» следует, что в удостоверение ветерана ВОВ Д.Н.П. запись о праве на льготы по ст. 14 ФЗ «О ветеранах» не внесена. При обращении истца удостоверение ветерана ВОВ будет заменено с внесением ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что право истца на льготы, предусмотренные положениями ст. 14 Закона, подтверждено надлежащим образом.

Соответственно, Д.Н.П., будучи участником ВОВ из числа указанных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, имеет право на установленные в ст. 17 Закона меры социальной поддержки. При этом, являясь инвалидом первой группы по общему заболеванию, он также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона.

Доводы представителя ответчика о невозможности распространения на истца положений ст. 14 Закона в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию, что не предусмотрено ст. 4 Закона, не могут быть признаны состоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2, и остальных поименованных в пп. 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в п. 2 ст. 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в пп. 1 п. 1 ст.2.

Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников ВОВ из числа лиц, поименованных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Закона для инвалидов войны.

Д.Н.П. имея право на установленные для участников ВОВ меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом первой группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона, включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (п. 16 Порядка).

Согласно п. 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (п. 20 Порядка).

Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Д.Н.П. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Д.Н.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии - удовлетворить.

Обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области предоставить Д.Н.П. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                            Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2011 года.