Дело № 2-1598/2011 13 апреля 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В.. при секретаре Поздеевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску П.Е.С. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении, УСТАНОВИЛ: П.Е.С. обратилась в суд с иском к мэрии г.Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении. В обоснование иска указала, что подавала заявление в Комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений департамента образования мэрии города Архангельска о предоставлении места в детском саду для своего сына П.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании заявления ребенок был поставлен на учет, после обращения в Департамент образования мэрии г. Архангельска ДД.ММ.ГГГГ ей была выдана справка, в которой было указано, что место ребенку не предоставлено. Каких-либо причин непредоставления места не сообщалось. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение конституционного права на доступность и бесплатность дошкольного образования. Просит обязать мэрию г.Архангельска предоставить ее сыну П.М.А. место в детском дошкольном учреждении. В судебном заседании истец требования поддержала по вышеизложенным основаниям и доводам. Дополнительно указала, что ребенок в настоящее время местом в детском дошкольном учреждении не обеспечен. Представитель мэрии г. Архангельска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями не согласен в полном объеме. Указал, что за период с 2009 по 2011 годы в дошкольные учреждения, дети 2009 года рождения в порядке общей очереди не направлялись. Свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Детский сад № 66, Детский сад № 135 и Детский сад № 147 для детей раннего возраста нет. Кроме того, до П.М.А. в очереди для дальнейшего устройства в дошкольные учреждения зарегистрировано более 200 человек, поэтому рассмотреть вопрос предоставления места ребенку в детском саду в ближайшее место не представляется возможным. Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Как установлено судом, П.М.А., сын истца, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ №. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее, чем через два месяца после рождения ребенка, П.Е.С. обратилась в Комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений департамента образования мэрии города Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад № 66, №, № П.М.А. для обеспечения местом в детских учреждениях. В справке Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу, указано, что П.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Октябрьского и Ломоносовского территориальных округов г. Архангельска; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду несовершеннолетнему ребенку не предоставлено. Какого-либо обоснования отказа предоставлено не было. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела П.М.А. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено. В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное. Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст.9,12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам. Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п.3 ст. 18). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п.3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения). Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №, начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями. Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования "Город Архангельск" осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Как установлено судом, П.М.А. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение. Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П " - положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ)". Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности. Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Как установлено судом, П.Е.С. обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с момента подачи заявления прошло около двух лет (1 год 9 месяцев), однако ребенок местом в детском саду не обеспечен. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска. Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием свободных мест в детских дошкольных учреждениях для детей раннего возраста, наличием иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление места в детских дошкольных учреждениях, чьи права будут нарушены при удовлетворении требований истца, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего законодательства обеспечение детей местом в детских дошкольных учреждениях, не ставится в зависимость от каких-либо условий. С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск П.Е.С. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении удовлетворить. Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить П.Е.С. местом в детском дошкольном учреждении для сына - П.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением П.Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий И.В. Машутинская Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года.