о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-1868/2011               21 апреля 2011 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Ляшко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Исакогорского района города Архангельска в защиту интересов Е.А.А., Е.С.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

установил:

прокурор Исакогорского района города Архангельска обратился в суд с иском в защиту интересов Е.А.А., Е.С.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что закрепленное жилое помещение за Е.А.А., которые являются детьми-сиротами, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания. Е.А.А. проживает в квартире у знакомых, а Е.С.А. в настоящее время заканчивает обучение в профессиональном училище <адрес>, где находится на полном государственном обеспечении. В связи с отсутствием пригодного для проживания жилого помещения, прокурор просил обязать мэрию предоставить Е.А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор К.М.Ю., истцы Е.А.А. и Е.С.А. на удовлетворении заявленных требований настаивали по изложенным прокурором в исковом заявлении основаниям.

Представитель мэрии г. Архангельска К.Л.П., не отрицая, что жилое помещение, закрепленное за истцами, признано непригодным для проживания, с исковыми требованиями не согласилась.

Представитель органов опеки и попечительства отдела социальной работы Исакогорского и Цигломенского округов департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска Щ.Л.В. полагала необходимым в интересах Е.А.В. заявленные требования удовлетворить.

Представители Правительства Архангельской области, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и никем не оспаривается, что Е.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, равно как и Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет остались без попечения родителей.

Согласно представленным в материалы дела копиям свидетельств о смерти мать истцов Е.А.В. - Б.С.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а их отец Е.А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением директора департамента здравоохранения и социальной политики населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за Е.А.А. и С.А. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Архангельск, <адрес>.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Проведение капитального ремонта признано экономически нецелесообразным.

Акт межведомственной комиссии был утвержден распоряжением мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ р.

Таким образом, жилое помещение, которое закреплено за Е.А.А., в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Судом также установлено, что Е.А.А. обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище » и находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ Е.А.А. отчислена из числа обучающихся на основании личного заявления и протокола заседания итоговой аттестационной комиссии.

В настоящий момент Е.А.А. проживает у знакомых по адресу: <адрес>.

Е.С.А. в настоящее время обучается в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Архангельской области «Профессиональное училище » в <адрес> по профессии «мастер столярно-плотницких и паркетных работ» и находится на полном государственном обеспечении. Срок обучения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Е.С.А. проживает в общежитии училища по адресу: <адрес>-а.

Согласно сообщению администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Е.А.А. и С.А. состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке по Исакогорскому округу с ДД.ММ.ГГГГ под номером

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время истцы не имеют закрепленного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, но у них есть право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан и в случае их нарушения защита обеспечивается правосудием.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45 и 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением мэра г. Архангельска от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением мэра города Архангельска от 04 февраля 2011 года № 47 утверждено Положение об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которое определяет условия и порядок осуществления в 2011 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 7).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 8).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 9).

Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истцы, обладающие соответствующим статусом, имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города Архангельска по договору социального найма, общей площадью не менее 30 кв. м.

Действующее законодательство не ставит право лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения в зависимость от получения профессионального образования и окончания соответствующего образовательного учреждения.

Исходя из толкования вышеизложенных положений законодательства в совокупности, предоставление жилых помещений осуществляется, прежде всего, гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении.

При этом суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Исакогорского района города Архангельска в защиту интересов Е.А.А., Е.С.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Е.А.А. и Е.С.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Председательствующий              Е.В. Акишина