№2-1644/2011, о предоставлении жилого помещения



                                                   

                                                                                           Дело №2-1644/2011Именем Российской Федерации                  Решение

26 апреля 2011 года                                                    

город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего - судьи Обориной В. М.,

при секретаре Сметаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щ.Л.В. к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения

                                                У С Т А Н О В И Л :

Щ.Л.В. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Архангельск»в лице мэрии г. Архангельска о предоставлении благоустроенного жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Свои требования обосновывает тем, что ее родители были лишены родительских прав, после окончания учебного заведения она не могла вселиться в жилое помещение в связи с тем, что оно было занято другими гражданами. Регистрация по месту жительства матери не свидетельствовала об обеспечении ее жилым помещением, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по городу Архангельску. Жилым помещением она как сирота не обеспечена по настоящее время.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по тем же основаниям. Просила обязать мэрию г. Архангельска предоставить отдельное благоустроенное применительно к условиям г. Архангельска жилое помещение

общей площадью не менее 15 кв.м. по договору социального найма за счет средств соответствующего бюджета.

Ответчик Мэрия г. Архангельска в лице представителя по доверенности К.Л.П. иск не признал. Просила отказать в иске, т.к истица не является нуждающейся в жилом помещении, проживая с мужем и сыном, имеющим двухкомнатную квартиру на праве личной собственности.

Третье лицо -Министерство образования, науки и культуры Архангельской области просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель органа опеки и попечительства Т.Ю.В.возражала против иска, указывая, что истец не является нуждающейся в жилом помещении.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение органа опеки и попечительства об отказе в иске, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.

Из материалов дела следует, что Щ.Л.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала с родителями по адресу: <адрес>

Родители истицы А.В.И. и А.Л.А. лишены родительских прав по решению Ломоносовского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ.

Истица была передана на попечение органов опеки и попечительства г.Архангельска, решением исполкома Ломоносовского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за за А.Л.В. закреплено жилое помещение по адресу <адрес>.

Решением жилищной комиссии округа Варавино -Фактория от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и как сирота состоит в очереди по состоянию на 2010 год за номером .

В настоящее время Щ.Л.В. проживает по адресу <адрес> семье своих родственников, состоящей из 12 человек.

Меры социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяются законом ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон).

В соответствие со ст. 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено ст. 8 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001г. № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20.09.2005г. № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области от 5.04.2006 года №61,перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования «Город Архангельск» от 25.01.2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Архангельск»,которые зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9).

Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании п.п. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствие с п. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1).

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами законодатель определяя общие принципы мер государственной поддержки детей-сирот возложил обязанность на муниципальный орган обеспечить гражданина жилым помещением путем предоставления жилища бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должны реализовываться исходя из смысла конституционных прав заявительницы.

По делу установлено, что за истицей было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>.

После окончания ею учебного заведения в ДД.ММ.ГГГГ году квартира была занята другими гражданами. Мать истицы с другими детьми проживала в <адрес> <адрес>, где была временно зарегистрирована истица ДД.ММ.ГГГГ в несовершеннолетнем возрасте.

В связи с невозможностью проживания с матерью, лишенной родительских прав, истица была принята на учет в 1999 году как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

До настоящего времени она жилым помещением по договору социального найма не обеспечена.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (п. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Решением Архангельского городского совета народных депутатов от 21.01.1986г. № 13 установлено, что благоустроенным применительно к условиям города считается жилое помещение, обеспеченное не менее чем тремя видами внутреннего благоустройства из состава: водопровод, канализация, центральное отопление, газ или электроплиты, горячее водоснабжение (центральное или местное), ванная или душевая. При этом центральное отопление является обязательным.

Истица обладает правом на предоставление жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, для проживания в пользование истца должно быть предоставлено отдельное жилое помещение площадью не менее 15 кв. м. благоустроенное применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика-мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в той части, что истица не обладает правом на получение жилого помещения как сирота.

Истица состоит на учете как лицо, оставшееся без попечения родителей для получения жилого помещения, решение о принятии на учет принято полномочным органом местного самоуправления. Основанием для принятия на учет явилось нуждаемость в жилом помещении, поскольку возможность у истицы вселиться в закрепленное за ней жилое помещение отсутствовала ввиду его занятия другими лицами.

На день судебного заседания она с учета не снята и решение жилищной комиссии не признано незаконным.

Факт проживания с супругом в квартире по адресу <адрес>, являющегося собственником 2-3 доли, а Щ.В.Н. -в 1/3 долевой собственности квартиры не может свидетельствовать об отсутствии права истицы на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Право собственности у супруга возникло ДД.ММ.ГГГГ, в то время как истец поставлена на учет в 1999 году.

Наличие право собственности у супруга и сына не имеет правового значения, т.к обязанность ответчика обеспечить ее жилым помещением возникла в результате специального правового статуса ребенка сироты, не связанного с общим порядком учета лиц, являющихся нуждающимися в жилом помещении.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан, в случае их нарушения защита обеспечивается правосудием. При этом реализация права гражданина, обратившего с иском в суд не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия имущества членов семьи, оснований его приобретения.

Кроме того нахождение квартиры в собственности имеет иной правовой режим пользования нежели по договору социального найма.

Исходя из положений ФЗ РФ №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ « к жилищным правоотношениям ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения в действие ЖК РФ.

Поскольку спорные отношения являются длящимися, обязанность по предоставлению жилого помещения предусмотрена ЖК РФ после окончания пребывания ребенка в детском учреждении, то истец как сирота вправе претендовать на жилое помещение за счет выделяемых субвенций.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Щ.Л.В. удовлетворить.

Обязать мэрию г. Архангельска предоставить Щ.Л.В. отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м. во внеочередном порядке по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к жилым помещениям г.Архангельска, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме -28 апреля 2011 года.

Председательствующий                                                               В.М.Оборина

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2011 года