о признании незаконным решения УФМС по АО об аннулировании разрешения на временное проживание на территории России



Дело № 2-2264/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 мая 2011 г.                                                                                                        г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Филипповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Б.Х.И.к об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Б.Х.И.к обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области (далее по тексту - УФМС России по Архангельской области) от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

В обоснование заявления указала, что оспариваемым решением аннулировано выданное заявителю разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Полагает это решение незаконным, поскольку оно является неоправданным вмешательством властей в осуществление права заявителя на уважение личной и семейной жизни. Б.Х.И.к состоит в браке с гражданином России, воспитывает двух несовершеннолетних детей, которые имеют право на совместное проживание с обоими родителями.

В судебном заседании Б.Х.И.к и ее представитель М.А.А.о заявленные требования поддержали по указанным в нем основаниям. Пояснили, что заведомо ложных сведений в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Б.Х.И.к не сообщала. Страной пребывания детей заявителя Б.С. и Б.Н. является <данные изъяты>, на территории Российской Федерации они находятся временно, числятся в списках как в российской, так и в грузинской школах.

Представитель УФМС России по Архангельской области М.Э.Ю. с заявлением не согласилась. В направленном суду отзыве на заявление указала, что на основании п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» решением УФМС России по Архангельской области Б.Х.И.к выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ В заявлении о выдаче разрешения на временное проживание Б.Х.И.ко. сообщила, что состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеет двух детей Б.С. (<данные изъяты>) и Б.Н. (<данные изъяты>), которые проживают на территории <данные изъяты>, обучаются в средней школе <адрес>. Управлением проведена проверка представленных сведений, в ходе которой установлено, что фактически дети заявителя обучаются в общеобразовательных школах г. Архангельска, что свидетельствует о предоставлении заявителем ложных сведений и наличии предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» оснований для аннулирования разрешения на временное проживание на территории России. Полагала, что принятое решение об аннулировании разрешения на временное проживание вынесено с учетом принципов справедливости и соразмерности, с соблюдением права на уважение личной и семейной жизни заявителя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Б.С.А.о, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если он представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 названного федерального закона).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Б.Х.И.к обратилась в УФМС России по Архангельской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, в котором сообщила о себе следующие сведения: имеет двоих детей, Б.С., <данные изъяты>, и Б.Н., <данные изъяты>, проживающих <адрес>, учащихся средней школы <адрес>.

Решением УФМС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданке республики Грузия Б.Х.И.к на основании подп. 4 п. 3 ст. 6 названного федерального закона выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

Согласно сообщению МОУ «Средняя образовательная школа » Б.С. <данные изъяты>, уроженец и гражданин <данные изъяты>, обучается в названном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал в школе по семейным обстоятельствам. Как пояснила заявитель и допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б.С.А.о, Б.С. в указанное время находился на территории <данные изъяты> и проходил обучение в средней школы <адрес>, о чем заявитель сообщила в поданном ею в УФМС России по Архангельской области заявлении.

Из сообщения МОУ «Средняя образовательная школа » от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Б.Н., <данные изъяты>, обучался в указанном образовательном учреждении с 1 класса, выбыл ДД.ММ.ГГГГ из пятого класса <данные изъяты>. Повторно прибыл в учреждение ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время обучается в 7 классе. С ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал в школе по болезни <данные изъяты>.

Заключением начальника УФМС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Б.Х.И.к аннулировано разрешение на временное проживание как лицу, сообщившему о себе заведомо ложные сведения о месте нахождения и обучения детей.

Данное решение получено заявителем почтой ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует представленный в материалы дела почтовый конверт. Заявление об оспаривании указанного решения подано Б.Х.И.к ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением сроков, установленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 2 марта 2006 г. № 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конструкционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», уполномоченные органы исполнительной власти и суды, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде аннулирования разрешения на временное пребывание, обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации и имеющей детей, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного проступка, т.е. степени его общественной опасности.

Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела заключения от ДД.ММ.ГГГГ оценка личности, семейного положения, степени общественной опасности допущенного Б.Х.И.к проступка УФМС России по Архангельской области при принятии оспариваемого решения не давалась, сама заявительница в ходе проведенной проверки не опрашивалась.

Основанием для применения к заявителю такой меры государственного принуждения как аннулирование разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации является указание в заявлении о выдачи такого разрешения сведений о том, что ее сын Б.Н. проживает и обучается на территории <данные изъяты>, в то время как на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) он проживал в г. Архангельске и обучался в МОУ «Средняя образовательная школа ».

Как пояснила в ходе судебного разбирательства Б.Х.И.к, страной пребывания ее детей, где они имеют регистрацию по месту жительства, является <данные изъяты>, дети числятся в списках обучающихся как в грузинской средней образовательной школе, так и в средней образовательной школе на территории г. Архангельска. Таким образом, указывая в заявлении сведения о пребывании и месте обучения детей, она не имела намерений сообщать ложные сведения. В настоящее время они с семьей намерены постоянно проживать на территории Российской Федерации, в связи с чем ее муж обратился с заявлением о приеме детей в гражданство Российской Федерации.

Принимая во внимание пояснения заявителя и представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает в действиях Б.Х.И.к умысла в сообщении о себе ложных сведений, а принятые в отношении нее меры государственного принуждения находит несоразмерными совершенному проступку, представляющими собой неоправданное конституционно значимыми целями вмешательство в ее личную и семейную жизнь.

Ссылаясь на наличие умысла скрыть сведения о нахождении Б.Н. на территории Российской Федерации, УФМС России по Архангельской области указывает на то, что указанного заявителем размера получаемых доходов было бы недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни для себя и своей семьи, не прибегая к помощи государства.

Вместе с тем, в соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» подтверждать размер доходов иностранный гражданин, временно проживающий на территории Российской Федерации, обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание, а не на дату подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание.

Достоверных данных о том, что совершенный заявителем проступок создают такую угрозу государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичному (общественному) порядку Российской Федерации, охране здоровья или нравственности или защите прав и свобод других лиц, которая требует применения к нему меры государственного принуждения в виде аннулирования разрешения на временное проживание в ходе рассмотрения дела не добыто.

При таких обстоятельствах требование Б.Х.И.к о признании незаконным решения УФМС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание подлежит удовлетворению.

В силу п. 5 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в случае отмены решения об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание, территориальный орган, вынесший такое решение, в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

Таким образом, требование Б.Х.И.к о возложении на УФМС России по Архангельской области обязанности восстановить заявителю разрешение на временное проживание также подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 200 руб., которая подлежит взысканию в его пользу с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

заявление Б.Х.И.к об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании Б.Х.И.к разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области восстановить Б.Х.И.к разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области в пользу Б.Х.И.к уплаченную при подаче заявления государственную пошлину в сумме 200 рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2011 г.

Судья                                                                                                                      Н.В. Лобанова