2-1611/2011 о предоставлении места в детском дошкольном учреждении



Дело № 2-1611/2011                                                                             14 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Поздеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Б.Д.А. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Б.Д.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении. В обоснование иска указал, что подавал заявление в Комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений департамента образования мэрии города Архангельска о предоставлении места в детском саду для своего сына Б.Е.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако в предоставлении места было отказано без объяснения причин. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение конституционного права на доступность и бесплатность дошкольного образования, конституционного права на труд и достойное содержание семьи, поскольку в настоящий момент они с неработающей супругой не имеют достаточно средств для найма няни. Просит обязать мэрию г.Архангельска предоставить его сыну Б.Е.Д. место в детском дошкольном учреждении.

В судебном заседании истец и его представитель Б.Б.А. требования поддержали по вышеизложенным основаниям и доводам. Дополнительно указали, что ребенок в настоящее время местом в детском дошкольном учреждении не обеспечен.

Представитель мэрии г. Архангельска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями не согласен в полном объеме. Указали, что за период с 2008 по 2011 г.г. в указанные в заявлении Б.Д.А. дошкольные учреждения, дети 2008 года рождения в порядке общей очереди не направлялись, свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Детский сад № 11, Детский сад № 172 и Детский сад № 154 для детей 2008 года рождения нет. Кроме того, до Б.Е.Д. на общей и льготной очереди для дальнейшего устройства в дошкольные учреждения зарегистрировано более 40 человек, поэтому рассмотреть вопрос предоставления места ребенку в детском саду в ближайшее время не представляется возможным.

Суд, заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Как установлено судом, Б.Е.Д., сын истца, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ .

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее, чем через два месяца после рождения ребенка, Б.Д.А. обратился в Комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений департамента образования мэрии города Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад № 11, , Б.Е.Д. для обеспечения местом в детских учреждениях.

В справке Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, выданной супруге истца, указано, что Б.Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение территориального округа Варавино-Фактория г. Архангельска; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду несовершеннолетнему ребенку не предоставлено. Какого-либо обоснования отказа предоставлено не было.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела Б.Е.Д. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, при этом ребенок достиг трехлетнего возраста.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст.9,12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п.3 ст. 18).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п.3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).

Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от ДД.ММ.ГГГГ , начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования "Город Архангельск" осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Как установлено судом, Б.Е.Д. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П " - положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ)".

Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

Как установлено судом, истец обратился с заявлением о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с момента подачи заявления прошло три года, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска.

Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием свободных мест в детских дошкольных учреждениях для детей раннего возраста, наличием иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление места в детских дошкольных учреждениях, чьи права будут нарушены при удовлетворении требований истца, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего законодательства обеспечение детей местом в детских дошкольных учреждениях, не ставится в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В пользу Б.Д.А. с ответчика мэрии г. Архангельска подлежит взысканию в возврат государственная пошлина, уплаченная при подаче данного иска в суд в размере 200 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Б.Д.А. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить Б.Д.А. местом в детском дошкольном учреждении для сына - Б.Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением Б.Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Б.Д.А. в возврат государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года.