2-2021/2011 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2021/2011      03 мая 2011 года

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Октябрьский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Сметаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Ж.В. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Б.Ж.В. обратилась в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку. Мать, Б.С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ приказом департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска за ней было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску, которым до настоящего времени не обеспечена.

Истец в судебном заседании требования поддержала. Просила обязать ответчика - мэрию города Архангельска, предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населённого пункта, в черте города Архангельска.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Б.Е.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Указывает, что предъявление иска о предоставлении Истцу жилого помещения является преждевременным, поскольку в настоящее время она проходит обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище » и обеспечена жилым помещением в общежитии училища. Дополнительно, сообщила, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-«сирот», детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области выделяемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства мэрии г. Архангельска М.Н.А действующая на основании доверенности, правомерность требований не оспаривала. Считает, что удовлетворение иска будет соответствовать интересам Б.Ж.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец осталась без попечения родителей.

Б.Ж.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, проживала с матерью по адресу <адрес>. Мать, Б.С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Б.С.Д. признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за Истцом было сохранено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ был отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ и за Б.Ж.В. было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску.

В настоящее время, Б.Ж.В. проживает в общежитии ГОУ НПО «Профессиональное училище » и фактически не имеет жилого помещения, в которое она могла бы вселиться после окончания образовательного учреждения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан и в случае их нарушения защита обеспечивается правосудием.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45 и 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением мэра города Архангельска от 04 февраля 2011 года № 47 утверждено Положение об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которое определяет условия и порядок осуществления в 2011 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2011 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 7).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 8).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 9).

Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города Архангельска по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м.

Исходя из толкования вышеизложенных положений законодательства в совокупности, предоставление жилых помещений осуществляется, прежде всего, гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении.

При этом суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить истца жилым помещением в связи с отсутствием финансирования, наличием иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, чьи права будут нарушены при удовлетворении требований истца, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего жилищного законодательства обеспечение вне очереди жилым помещениям категории граждан, к числу которых относится истец, не ставится в зависимость от каких-либо условий.

Ссылки стороны ответчика о том, что предъявление иска о предоставлении Б.Ж.В. жилого помещения преждевременно, поскольку в настоящее время она проживает в общежитии училища, к рассматриваемому спору не применимы.

Как пояснила Истец в судебном заседании в июне 2011 года она заканчивает учебное заведение, в связи с чем вынуждена будет выехать из общежития, какого-либо жилого помещения пригодного для проживания она не имеет.

       В соответствии со ст.8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

      Каждый, чьи права и свободы, признанные в данной Конвенции нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13).

      Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10 октября 2003 года судам Российской Федерации определено действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия РФ в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      Учитывая, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, и за ней было закреплено право на жилую площадь, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Действующее законодательство не ставит право лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения в зависимость от получения профессионального образования и окончания соответствующего образовательного учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                     РЕШИЛ:

исковые требования Б.Ж.В. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Б.Ж.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2011 года.