26 апреля 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: Председательствующего судьи Машутинской И.В., при секретаре Поздеевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах Л.Г.И. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: прокурор Исакогорского района г.Архангельска, действуя в интересах Л.Г.И. - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с иском к мэрии г.Архангельска о предоставлении ему во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из их числа. Заявленные требования мотивировал тем, что Л.Г.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению матери Л.Н.П., в 1979 году был помещен в дом ребенка. В период с 1979 года по 1999 годы Л.Г.И. воспитывался в различных государственных образовательных учреждениях, а в последствии в учреждениях социальной защиты населения: -с 1979 по 1983 гг.- областной дом ребенка; -с 1983 по 1987 гг.- Архангельский дошкольный детский дом №2; -с 1987 по 1992 гг.- вспомогательной школе-интернате №18; -с 1992 по 1999 гг. - детский дом-интернат для умственно отсталых детей г.Новодвинска; -с 1999 по 2007 гг.- Ширшинский психоневрологический интернат; -с 2007 по 2010 гг. - отбывал наказание в ИУ УГ-42/19 УФСИН России по Архангельской области. После отбытия наказания, ввиду отсутствия мест в Ширшинском психоневрологическом интернате, на основании путевки № Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Л.Г.И. направлен в Сийский психоневрологический интернат Пинежского района Архангельской области. Л.Г.И. отказался ехать в Интернат, снялся с государственного обеспечения и стал проживать самостоятельно. В настоящее время временно проживает у своих знакомых, имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>. Фактически Л.Г.И. имея регистрацию по месту пребывания, не имеет самостоятельного жилого помещения, в которое он мог бы вселиться и проживать на сегодняшний день. Ранее находясь на полном государственном обеспечении не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, самостоятельно за защитой своих жилищных прав в соответствующие органы не обращался. В судебном заседании представитель прокуратуры К.М.Ю. уточнил исковые требования, просил обязать мэрию города Архангельска включить Л.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Сводный список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставить Л.Г.И. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Л.Г.И. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В судебном заседании представитель ответчика мэрии г.Архангельска К.Л.П., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Не оспаривая права истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указывает, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-«сирот», детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области, а в настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным, при этом указывала о первоначальной необходимости включения Л.Г.И. в областной регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Представитель третьего лица органа опеки и попечительства мэрии города Архангельска в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, согласны с исковыми требованиями. Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В представленном отзыве на исковое заявление указано, что вопросы распределения денежных средств в виде субвенций местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета, выделяемых для осуществления отдельных государственных полномочий, и вопросы постановки и ведения внеочередного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находятся в ведении органов местного самоуправления. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере контроля за осуществлением органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, является министерство образования, науки и культуры Архангельской области. Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, в суд не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя министерства, представил письменный отзыв, в котором указал, что министерство образования, науки и культуры Архангельской области выполняет свои расходные обязательства по предоставлению денежных средств для приобретения жилья лицам, из числа сирот, а полномочия по их распределению переданы органам местного самоуправления. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с действующим законодательством, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования. В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что мать Л.Г.И. - Л.Н.П. в 1979 году написала заявление о помещении своего сына в областной дом ребенка. В заявлении Л.Н.П. местом проживания указан адрес - <адрес>. В свидетельстве о рождении Л.Г.И. указано, что он родился в г.Архангельске, место регистрации: Соломбальский бюро ЗАГС, сведения об отце внесены в свидетельство со слов матери. В связи с тем, что мать Л.Г.И., своевременно не забрала его из дома ребенка, он в период с 1979 года по 1999 годы воспитывался в различных государственных образовательных учреждениях, а в последствии в учреждениях социальной защиты населения и находился на полном государственном обеспечении. В период с 1999 по 2007 годы находился в Ширшинском психоневрологическом интернате, с 2007 по 2010 годы отбывал наказание в местах лишения свободы в ИУ УГ-42/19 УФСИН России по Архангельской области. Л.Г.И. временно проживает у своих знакомых по адресу: <адрес>, и имеет регистрацию по месту пребывания по указанному адресу. Таким образом, Л.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Л.Г.И.в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, куда он мог бы вселиться и самостоятельно проживать, до настоящего времени жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, благоустроенное, пригодное для проживания истцу ответчиком не предоставлено, на учет для внеочередного получения жилого помещения, в нарушение требований закона, Л.Г.И. не поставлен. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось и подтверждено материалами дела. В связи с чем, требование прокурора о признании Л.Г.И. нуждающимся в получении жилого помещения, постановки на учет для внеочередного предоставления жилой площади нуждающемуся и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления, областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области (статьи 45, 46). Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона). Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области №61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям. Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения). Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения). Постановлением главы муниципального образования от 04 февраля 2011 года №47 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2011 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2011 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 2). Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4). Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7). Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (пункт 8). Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9). Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ). В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в той части, что предоставлением жилья истцу при наличии его в очереди будет нарушено право других сирот, включенных в списки вне очередников ранее истца. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан и в случае их нарушения защита обеспечиваются правосудием. При этом реализация права гражданина, обратившегося с иском в суд, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц данной категории, от времени постановки других лиц на учёт. Исходя из положений Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к жилищным правоотношениям ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Поскольку спорные отношения являются длящимися, обязанность по предоставлению жилого помещения предусмотрена ЖК РФ после окончания пребывания ребенка в детском доме, то, как сирота, истец вправе претендовать на жилое помещение за счет выделяемых субвенций. Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать мэрию г. Архангельска включить истца, как обладающего соответствующим статусом, в Сводный список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, поскольку Истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: исковые требования прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах Л.Г.И. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска включить Л.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Сводный список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма и предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы, протеста через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Судья И.В. Машутинская Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2011 года.Дело № 2-1800/2011 г.Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ