Об установлении факта проживания



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-3032/2011                  23 июня 2011 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Коваленко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах Г.С.Х. к отделу социальной работы Соломбальского территориального округа г. Архангельска, мэрии города Архангельска о признании имеющим постоянное место жительства на территории Соломбальского округа г. Архангельска, признании действий органа местного самоуправления незаконным, обязании выдать свидетельство малоимущего,

установил:

прокурор Соломбальского района г. Архангельска обратился в суд с иском в интересах Г.С.Х. к отделу социальной работы Соломбальского территориального округа г. Архангельска, мэрии города Архангельска о признании имеющим постоянное место жительства на территории Соломбальского округа г. Архангельска, признании действий органа местного самоуправления незаконным, обязании выдать свидетельство малоимущего. В обоснование заявленных требований указал, что отделом социальной защиты Соломбальского округа необоснованно отказано Г.С.Х. в выдаче свидетельства об установлении статуса малоимущего одинокого гражданина для постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма. Мотивом такого отказа послужило отсутствие постоянной регистрации на территории г. Архангельска.

В судебном заседании прокурор прокураты Соломбальского района г.Архангельска П.Е.М. и истец Г.С.Х. на удовлетворении заявленных требований настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель мэрии г. Архангельска З.О.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указывая, что свидетельство об установлении статуса малоимущего может быть выдано только лицам, имеющим постоянную регистрацию на территории г. Архангельска, тогда как истец имеет регистрацию по месту пребывания. Пояснила также, что отдел социальной работы Соломбальского территориального округа г. Архангельска не является юридическим лицом, а потому не вправе выступать в процессе в качестве самостоятельного лица.

Представитель отдела социальной работы Соломбальского территориального округа г. Архангельска в судебное заседание не явился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав стороны, оценив показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Г.С.Х. обращался в отдел социальной работы Соломбальского округа г. Архангельска с заявлением об оформлении свидетельства малоимущей семьи для постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Решением начальника отдела социальной работы Соломбальского округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Г.С.Х. отказано в признании одиноко проживающего гражданина малоимущим для постановки на учет и предоставления жилых помещений по договору социального найма. Мотивом такого отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства в г. Архангельске.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На территории Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон Архангельской области № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области».

В соответствии со ст. 1 Закона Архангельской области малоимущими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного областного закона признание граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Местом жительства, как то предусмотрено в ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 Закона РФ от 25 марта 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Регистрация является основным и наиболее удобным подтверждением юридического факта проживания или пребывания гражданина в определенном месте. Регистрационный учет введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона).

Судом установлено и это не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что Г.С.Х. проживает на территории Соломбальского территориального округа г. Архангельска, имеет регистрацию по месту пребывания - <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Регистрация Г.С.Х. по указанному адресу имеется как на дату обращения с заявлением в отдел социальной защиты, так и на дату вынесения судомрешения.

Судом также установлено, что паспорт гражданина РФ, страховой медицинский полис, справка об установлении группы инвалидности выданы соответствующими органами Г.С.Х. именно на территории г. Архангельска.

Из трудовой книжки Г.С.Х. также следует, что последнее его место работы находилось на территории г. Архангельска.

Судом был допрошен свидетель В.Л.А., который показал суду, что Г.С.Х. длительное время работает у него в кафе разнорабочим, проживает в доме его супруги В.А.А. по адресу <адрес>, имеет в доме регистрацию, другого жилого помещения для проживания Г.С.Х. не имеет, является инвалидом <данные изъяты> группы.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Г.С.Х. длительное время проживает на территории Соломбальского территориального округа г. Архангельска, имеет регистрацию по месту пребывания именно на территории Соломбальского округа, а потому суд приходит к выводу о необходимости установления факта проживания Г.С.Х. в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска с целью реализации его права на обращение в отдел социальной работы Соломбальского территориального округа г. Архангельска с заявлением о признании малоимущим.

Принятие заявления истца и его рассмотрение отделом социальной работы Соломбальского территориального округа по адресу регистрации по месту пребывания и, соответственно, месту фактического проживания истца, как того требуют положения действующего законодательства, ошибочно толкуется ответчиками как коррупциогенный фактор.

Как следует из решения отдела социальной работы от ДД.ММ.ГГГГ и это подтверждено представителем мэрии г. Архангельска в судебном заседании, единственным мотивом отказа Г.С.Х. в признании его малоимущим было отсутствие его регистрации по месту жительства в г. Архангельске.

При таких обстоятельствах, поскольку судом установлен факт проживания Г.С.Х. на территории Соломбальского территориального округа г. Архангельска, других оснований для отказа в признании Г.С.Х. малоимущим для принятия его на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма отделом социальной работы не установлено, представитель мэрии г. Архангельска в судебном заседании на таковые не ссылалась, а потому суд приходит к выводу о возложении обязанности по выдаче Г.С.Х. свидетельства о признании его малоимущим для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма именно на отдел социальной работы Соломбальского территориального округа мэрии г. Архангельска, в функции которого входит выдача таких свидетельств (п. 2.2.3 Положения об отделе социальной работы территориального округа).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах Г.С.Х. - удовлетворить.

Установить факт проживания Г.С.Х. на территории Соломбальского территориального округа города Архангельска.

Признать действия отдела социальной работы Соломбальского территориального округа г. Архангельска департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска, выразившиеся в отказе в признании одиноко проживающего Г.С.Х. малоимущим для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма, незаконными.

Обязать отдел социальной работы Октябрьского территориального округа г. Архангельска департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска выдать Г.С.Х. свидетельство о признании малоимущим для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года.

Председательствующий              Е.В. Акишина