Дело № 2-2403/2011 07 июля 2011 года Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В. при секретаре Крупцовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению К.М.Е. к агентству по труду и занятости населения Архангельской области о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «Об отмене приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» незаконным, УСТАНОВИЛ: К.М.Е. обратилась в суд с иском к агентству по труду и занятости населения Архангельской области (далее по тексту решения - Агентство) о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «Об отмене приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» незаконным. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность <данные изъяты>. Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 160 процентов. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ изменения, касающиеся оплаты труда, внесены в служебный контракт. ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № - л «Об отмене приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.». Считает приказ незаконным, поскольку ущемляет ее права, предусмотренные ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и ст. 9 Закона Архангельской области от 23.06.2005 № 71-4-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области». В ходе рассмотрения дела Истец уточнила исковые требования, просила также взыскать невыплаченную часть надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 160 % за период с апреля по июнь 2011 года. В судебном заседании истец требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска. Представитель ответчика Е.С.М., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что приказ агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-л «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» был отменен приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-л с даты подписания, как изданный в нарушение части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностные обязанности К.М.Е. не изменялись, объем выполняемой ею работы не увеличился. Издание приказа было обусловлено просьбой К.М.Е. об увеличении ей ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в связи с планируемым выходом на пенсию в марте 2011 года. Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, оценив в совокупности с нормами действующего законодательства, допросив свидетелей, приходит к следующему. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон). В силу преамбулы Федерального закона, настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. При этом, исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата в организациях финансируемых из федерального бюджета, устанавливается федеральными законами и нормативными актами. Согласно ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Установлено, что истец проходит государственную гражданскую службу на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). В силу ч. 5 указанной нормы, к дополнительным выплатам относится, в том числе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада. Аналогичные положения содержатся в пп. 1 п. 9 Закона Архангельской области от 23.06.2005 № 71-4-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области». Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определен п.п. 2 п. 3 ст. 9 названного закона и составляет для высшей должности гражданской службы - от 150 до 200 процентов, для главной должности гражданской службы - от 120 до 160 процентов, для ведущей должности гражданской службы - от 90 до 130 процентов, для старшей должности гражданской службы - от 60 до100 процентов, для младшей должности гражданской службы - до 70 процентов. Согласно реестру должностей государственной гражданской службы Архангельской области (Приложение № 2 к Закону Архангельской области от 23.06.2005 № 71-4-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области») должность <данные изъяты> агентства по труду и занятости населения Архангельской области отнесена к главной должности гражданской службы. В соответствии с п. 7 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Как указывалось выше, на должность начальника отдела правовой и кадровой работы Истец была назначена ДД.ММ.ГГГГ Абзацем 5 подпункта «а» пункта 10 служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Архангельской области и замещении должности государственной гражданской службы Архангельской области К.М.Е. была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 120 процентов этого оклада. Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» с ДД.ММ.ГГГГ К.М.Е. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 160 процентов. ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписано дополнительное соглашение об изменении служебного контракта в части оплаты труда, установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 160 процентов должностного оклада. В связи с необоснованным установлением начальнику отдела правовой и кадровой работы с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 160 процентов, приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» отменен приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л с даты подписания. Допрошенная в судебном заседании свидетель Г.Е.С. пояснила, что является главным специалистом-экспертом отдела по правовой и кадровой работе в Агентстве. Нагрузка в январе-феврале 2011 г. увеличена не была, была обычная текущая работа. К.М.Е. собиралась выйти на пенсию, отпрашивалась с работы для подготовки документов с последующим оформлением пенсии. Свидетель К.А.А., работающая главным специалистом-экспертом в Агентстве пояснила, что вся деятельность отдела правой и кадровой работы отражена в программе «Дело». В ходе рассмотрения дела руководитель агентства Ш.П.В. пояснил, что оснований для увеличения истцу надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы до 160 процентов не имелось, поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностные обязанности К.М.Е. не изменялись, объем выполняемой ею работы не увеличился, выполнение дополнительных заданий в указанный период также не поручалось. Издание приказа было обусловлено просьбой К.М.Е. об увеличении ей ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в связи с планируемым выходом на пенсию в марте 2011 года. Кроме того, при издании приказа не было выполнено условие, предусмотренное пунктом 5.8. Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и администрации Губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области, утвержденной распоряжением Губернатора Архангельской области от 30.12.2010 № 1260-р, а именно: отсутствовало представление, на основании которого кадровая служба должна готовить проект приказа. Оснований не доверять пояснениям руководителя агентства у суда не имеется, поскольку они последовательны, согласуются с материалами дела, показаниями свидетелей, Истцом не опровергнуты. Доводы истца о том, что надбавка в размере 160 процентов должностного оклада, установленная приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» соответствует выполняемому объему работ и в настоящее время, что, как следствие, свидетельствует об отсутствии оснований для отмены указанного приказа, суд находит несостоятельными. Представленные К.М.Е. документы не подтверждают увеличение выполняемого истцом объема работы, отражают выполнение текущей работы отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области. Документы, представленные истцом в подтверждение увеличения объема и сложности работы в период после ДД.ММ.ГГГГ, к рассматриваемому спору не относятся. В материалах дела имеется должностной регламент государственного гражданского служащего Архангельской области, начальника отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области, утвержденный руководителем агентства ДД.ММ.ГГГГ, действующий до настоящего времени. Судом установлено, что каких-либо новых обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу вменено не было, выполнение дополнительных заданий в указанный период также не поручалось, доказательств обратного истцом не представлено. Пояснения свидетелей, опрошенных в судебном заседании, также опровергают доводы истца. Исходя из анализа вышеизложенных норм права, пояснений сторон, свидетелей, суд приходит к выводу, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-л «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» был издан в нарушение ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку то обстоятельство, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объем выполняемой К.М.Е. работы увеличился, не нашло подтверждения в суде. Разрешая возникший между сторонами спор, суд учитывает и то обстоятельство, что руководитель агентства наделен полномочиями по определению порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в зависимости от сложности, напряженности и интенсивности труда гражданского служащего (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и др.). Установленный истцу размер надбавки за особые условия гражданской службы составляет на момент рассмотрения спора 120 процентов, что не ниже минимального размера по группе главных должностей и не противоречит действующему законодательству. Ссылка истца о выполнении работы за пределами продолжительности рабочего времени не может быть принята судом, поскольку в соответствии с п. 11 служебного контракта № К.М.Е. установлен ненормированный рабочий день. Подлежат отклонению и доводы Истца о том, что изменение определенных сторонами условий служебного контракта в части оплаты труда допускается только по соглашению его сторон, соглашение об изменении определенных сторонами условий служебного контракта заключается в письменной форме, как основанные на ошибочном толковании норм материального права. В соответствии с подпунктом 11 пункта 16 Положения об агентстве по труду и занятости населения Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 206-пп (в ред. от 26.10.2010) руководителю агентства предоставлено право принимать решения в отношении назначаемых им государственных гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации по вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы Архангельской области в агентстве, в том числе по применению поощрения за государственную гражданскую службу и труд, применению и снятию дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих и работников агентства. Таким образом, обязанностью руководителя агентства является отмена решений принятых с нарушением требований законодательства Российской Федераций в отношении назначаемых им государственных гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации по вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы Архангельской области в агентстве, в том числе по применению поощрения за государственную гражданскую службу и труд, применению и снятию дисциплинарных взысканий. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. В связи с отказом в удовлетворении основного требования не подлежит удовлетворению и производное от него о взыскании невыплаченной части надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 160 % за период с апреля по июнь 2011 года. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования К.М.Е. к агентству по труду и занятости населения Архангельской области о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «Об отмене приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении надбавки за особые условия К.М.Е.» незаконным - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий И.В. Машутинская Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2011 года.