об оспаривании решения ФБУ Кадастровая палата по АО НАО



Дело №2-3607/2011

18 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи: Роговой И. В.

при секретаре: Анисимовой О. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению С.С.В. об оспаривании решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу,

установил:

С.С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, указав на отсутствие сведений о поворотных точках границ земельного участка в документах кадастрового дела; также просил о предоставлении кадастрового паспорта указанного земельного участка в 2-х экземплярах. По результатам рассмотрения заявления ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с отсутствием кадастровых ошибок по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>. Считая, что решение является незаконным и необоснованным в связи с наличием оснований для внесения соответствующих исправлений, С.С.В. просит признать принятое ДД.ММ.ГГГГ решение недействительным, возложить на государственный орган обязанность исключить из кадастрового плана территории кадастрового квартала <данные изъяты> графическое изображение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не имеющего координат характерных точек границ земельного участка. В связи с отсутствием решения о выдаче кадастрового паспорта земельного участка (отказа в выдаче) обязать выдать 2 экземпляра кадастрового паспорта указанного земельного участка, вынести в адрес ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу частное определение о нарушении закона, разрешить вопрос о судебных издержках.

С.С.В. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица М.К.В. с требованиями не согласилась, указав, что решением от ДД.ММ.ГГГГ государственным органом самостоятельно, при проведении проверки принято решение об устранении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. При принятии ДД.ММ.ГГГГ решения по заявлению С.С.В. сведения о характерных точках границ земельного участка уже были исключены из государственного кадастра недвижимости, в связи с чем соответствующее заявление С.С.В. было оставлено без удовлетворения. Считая, что заявление о выдаче кадастрового паспорта земельного участка не соответствует установленной форме заявки, у ФБУ «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отсутствовала обязанность по принятию решения о выдаче заявителю кадастрового паспорта (отказу в такой выдаче). Совершенная С.С.В. надпись на заявлении об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, не может рассматриваться ни как заявление о выдаче кадастрового паспорта, ни как обращение гражданина, влекущее обязанность государственного органа дать соответствующий ответ. Просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, не находит оснований к удовлетворению требований.

В соответствии с положениями статьи 245 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил судам, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

В соответствии с Уставом Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 31.05.2011 г. №П/200, целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11 Устава).

Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Учреждение осуществляет предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, прием документов для предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и выдачу документов по результатам исполнения указанной государственной услуги.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/93 Учреждение наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Судом установлено, что С.С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. К заявлению приложил информационное письмо ООО «Архземпредприятие», где указано на наличие в Государственном кадастре недвижимости сведений о не уточненных (декларативных) поворотных точках границ земельного участка <данные изъяты>.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается факт существования в кадастровых сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, технических (кадастровых) ошибок в виде не соответствующих действительности даты учета земельного участка, номера регистрации права на земельный участок, даты регистрации прав на земельный участок, наименования документа основания для внесения сведений о категории, разрешенном использовании земельного участка, сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ, техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.

Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Суду представлен протокол выявления технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым предложено внести исправления в кадастровые сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>.

Внесение исправлений технических ошибок в кадастровых сведениях осуществлено на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением дата учета земельного участка по документу изменена на ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации права на земельный участок на , дата регистрации права на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ, документ - основание внесения сведений о категории, разрешенном использовании земельного участка - материалы инвентаризации ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, координаты характерных точек границ земельного участка - отсутствуют.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказало С.С.В. в удовлетворении заявления в связи с отсутствием кадастровых ошибок по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>

Из приведенных выше законоположений следует, что принятые по вопросам устранения технических кадастровых ошибок в кадастровых сведениях находится в компетенции ФБУ «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Решения вынесены государственным органом в порядке установленном ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Решение от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая плата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу принято государственным органом в пределах пятидневного срока для рассмотрения поданного С.С.В. ДД.ММ.ГГГГ заявления.

Заявитель в обоснование требований ссылается, что ФБУ «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу уведомила его о принятии ДД.ММ.ГГГГ решения об устранении технических ошибок, с нарушением установленных сроков.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из чего следует, что для признания действий должностных лиц государственных органов незаконными, необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие обжалуемых решений и действий требованиям законодательства и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в результате совершения указанных действий.

Указанных оснований судом не установлено. Принятое ДД.ММ.ГГГГ решение вынесено с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных технических (кадастровых) ошибок, прав С.С.В. не нарушает, угрозу нарушения прав не создает.

Сам факт нарушения срока уведомления заинтересованных лиц, в том числе заявителя, о принятом ДД.ММ.ГГГГ решении, правовой природы принятого ДД.ММ.ГГГГ решения не меняет.

В отношении требования С.С.В. о возложении на ФБУ «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу выдать 2 экземпляра кадастрового паспорта указанного земельного участка, суд считает необходимым указать следующее.

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 2, 3 Порядка предоставления сведений запрос представляется в орган кадастрового учета по выбору заявителя в том числе, в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении (далее - представление запроса при личном обращении). Запрос в виде бумажного документа составляется по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку.

Совершенная С.С.В. надпись на заявлении об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не соответствует форме запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта и кадастрового плана территории.

В силу п. 10 Порядка к запросу, представленному в виде бумажного документа, прилагается оригинал платежного документа об оплате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, если оплата осуществляется до представления запроса.

Запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом кадастрового учета (п. 25 Порядка).

В связи с чем основания к возложению на государственный орган обязанности выдать кадастровый паспорт земельного участка в двух экземплярах, у суда отсутствуют, в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме.

Суд считает необходимым указать, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина следует понимать направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Заявление С.С.В. с надписью о выдаче 2 экземпляров кадастрового паспорта земельного участка принято должностным лицом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и зарегистрировано в установленном порядке.

В силу положений ст. 9 Федерального закона «Об порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

По мнению суда, поскольку заявление с соответствующим обращением (несмотря на несоответствие форме запроса) было принято и зарегистрировано ФБУ «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, последнее должно уведомить обратившееся лицо о несоблюдении формы обращения с разъяснением порядка подачи соответствующего запроса.

В соответствии со ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

Обращение к суду о вынесении в адрес государственного органа частного определения, материально правовым требованием в защиту нарушенных или оспариваемых прав не является.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое решение принято ФБУ «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка принятия решения, которое вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания к удовлетворению заявления С.С.В. отсутствуют.

В связи с отсутствием оснований к удовлетворению заявленных требований, основания к разрешению вопроса о судебных издержках также отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

С.С.В. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать 2 (два) экземпляра кадастрового паспорта земельного участка отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья:         И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 22 июля 2011 года.

Судья:         И. В. Рогова