о возмещении ущерба, компенсации морального вреда



Дело № 2-3233/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 июля 2011 г.                                                                                              г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Лобановой Н.В.

при секретаре Филипповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.Е.А. к закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

установил:

П.Е.А. обратился в суд с иском к ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии», в котором просил: устранить дискриминацию в оплате труда командиров воздушных судов, обязать установить равный должностной оклад для всех командиров воздушных судов, равную гарантированную оплату полетного времени для всех командиров воздушных судов, ввести материальное стимулирование командиров воздушных судов АН-24, равное действующему для командиров воздушных судов Боинг-737, и размер часовой тарифной ставки за налет часов в зависимости от сложности полетов командирам воздушных судов АН-24, адекватный затратам моральных и физических сил и аналогичный часовым тарифным ставкам командирам воздушных судов Боинг-737, а также возместить материальный ущерб в сумме <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ЗАО «Аэрофлот-Норд» (ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии») на должность <данные изъяты> Ан-24. Ответчик эксплуатирует два типа судов: Ан-24 и Боинг-737. Требования, предъявляемые к лицам, занимающим должности <данные изъяты> указанных воздушных судов, круг их должностных обязанностей являются одинаковыми, вместе с тем размер заработной платы указанных лиц существенно отличается. Полагая, что в нарушение ст. 132 Трудового кодекса РФ ответчиком допущена дискриминация при установлении размера заработной платы лиц, занимающих указанные должности, обратился в суд с данным иском.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии к производству суда требований истца об устранении дискриминации в оплате труда командиров воздушных судов, обязании установить равный должностной оклад для всех командиров воздушных судов, равную гарантированную оплату полетного времени для всех командиров воздушных судов, ввести материальное стимулирование командиров воздушных судов АН-24, равное действующему для командиров воздушных судов Боинг-737, и размер часовой тарифной ставки за налет часов в зависимости от сложности полетов командирам воздушных судов АН-24, адекватный затратам моральных и физических сил и аналогичный часовым тарифным ставкам командирам воздушных судов Боинг-737.

В судебное заседание П.Е.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал об отложении дела слушанием в связи с невозможностью своевременной явки в суд в период трудового отпуска.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 167 ГПК РФ в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Разрешая ходатайство истца об отложении слушания дела, суд исходит из следующего. О времени и месте рассмотрения дела П.Е.А. извещен заблаговременно, неоднократно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил. Определением суда причины неявки истца в судебное заседание признаны неуважительными, дело рассмотрено при данной явке.

Представители ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» Б.Д.Ю., З.Э.Р., Т.С.И. против удовлетворения заявления возражали. Пояснили, что заработная плата истцу выплачивается в соответствии с установленными в организации локальными правовыми актами, задолженности перед ним по заработной плате за период, указанный в иске, не имеется. Система оплаты труда сотрудников общества установлена локальными правовыми актами в зависимости от квалификации, предъявляемых к должности требований, сложности и объема выполняемой работы и не является дискриминационной.

Заслушав представителей ответчика, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Статья 22 Трудового кодекса РФ гарантирует работникам право на равную оплату за труд равной ценности.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статья 132 Трудового кодекса РФ устанавливает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ П.А.Е. принят на работу в ЗАО «Аэрофлот-Норд», в дальнейшем переименованном в ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии», на должность <данные изъяты> Ан-24, с ним был заключен трудовой договор по указанной должности.

В организации действует коллективный договор на <данные изъяты>, по условиям которого оплата труда руководителей и специалистов производится на основе должностных окладов, установленных штатным расписанием (п. 4.2 договора). Работодатель разрабатывает и в установленном порядке вводит в действие локальные нормативные акты, регламентирующие оплату и материальное стимулирование труда работников (п. 4.1. договора). Работникам предприятия выплачиваются надбавки к окладу за непрерывный стаж работы в размере, установленном п. 4.8 договора.

Членам летных и кабинных экипажей воздушных судов устанавливаются надбавки к окладу за класс квалификации в размере 20% за II класс и 40% за I класс. Членам летных экипажей устанавливается надбавка к окладу за допуск по минимуму 1 категории - 10%, за допуск по минимуму 2 категории - 20%, за допуск по минимуму 3 категории - 30%. Членам кабинных экипажей воздушных судов, прошедшим подготовку по программе международных полетов и допущенным к их выполнению, устанавливается надбавка за использование английского языка в размере 10% оклада при выполнении как международных, так и внутренних рейсов. Членам летных и кабинных экипажей воздушных судов устанавливается доплата за выполнение работ на борту воздушного судна в полете в неблагоприятных условиях труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, имеющей особый характер (п.п. 4.13, 4.16, 4.19, 4.22 коллективного договора).

Согласно Положению об оплате труда летного, командно-летного и инструкторского состава, утвержденному приказом от ДД.ММ.ГГГГ , оплата труда летного, командно-летного и инструкторского состава производится на основе должностных окладов, надбавок за класс квалификации, выслуги лет в гражданской авиации и оплаты за выполнение летной работы. Оплата труда летного, командно-летного и инструкторского состава производится за выполненные авиарейсы, которая рассчитывается исходя из протяженности воздушных трасс, времени полета, утвержденных скоростей на данном расстоянии, часовой ставки и соответствующих групп сложности полета.

Как следует из штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ в штате организации имеются три авиационных эскадрильи: авиационные эскадрильи и , куда входят должности: пилоты-инструктора, командира и второго пилота воздушного судна Боинг-737, шефа-пилота авиационной эскадрильи, помощника шефа-пилота, специалиста по планированию летной работы, второго пилота-стажера; и авиационная эскадрилья , куда входят должности: шефа-пилота авиационной эскадрильи, помощника шефа-пилота, пилота-инструктора, штурмана-инструктора, бортового механика-инструктора, командира, второго пилота, штурмана и бортового механика воздушных судов Ан-24, Ан-26.

Согласно штатному расписанию должностной оклад командира воздушного судна Боинг-737 составляет <данные изъяты>., должностной оклад командира воздушного судна Ан-24 - <данные изъяты>.; лицам, занимающим указанные должности, также производятся доплаты за класс и стаж работы в организации.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры часовых ставок оплаты летной работы на воздушных судах Ан-24, в том числе <данные изъяты> (<данные изъяты>. днем и <данные изъяты> ночью в зависимости от сложности полета; <данные изъяты>. днем и <данные изъяты> - без штурмана в составе экипажа).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры часовых ставок оплаты летной работы воздушных судах Боинг-737, в том числе <данные изъяты> (<данные изъяты> днем и <данные изъяты> ночью в зависимости от сложности полета).

Материальное стимулирование капитанов воздушных судов Боинг-737 осуществляется на основании Положения о материальном стимулировании, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно данному Положению материальное стимулирование производится в виде выплаты дополнительного вознаграждения в размере <данные изъяты> по результатам работы за месяц. Выплата дополнительного вознаграждения производится пропорционально отработанному времени.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о материальном стимулировании персонала авиационной эскадрильи (экипажи воздушных судов Ан-24, Ан-26). Согласно данному Положению материальное стимулирование производится в виде выплаты дополнительного вознаграждения в размере <данные изъяты> по результатам работы за месяц и распространяется на персонал эскадрильи, имеющий допуск на международные воздушные авиалинии и владеющий английским языком не ниже 4 уровня по Шкале оценки языковых знаний ИКАО. Выплата дополнительного вознаграждения производится пропорционально отработанному времени.

Помимо изложенного, приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о материальном поощрении членов экипажей воздушных судов, владеющих английским языком, которое предусматривает выплату единоразовой премии за подтверждение уровня владения английским языком и ежемесячной надбавки к окладу в зависимости от уровня владения английским языком: 3 уровень - 45%, 4 уровень - 60%, 5 уровень - 80%, 6 уровень - 100%. При этом доплата <данные изъяты> типа Боинг-737 за знание английского языка не ниже 3 уровня не производится; приказом от ДД.ММ.ГГГГ размер данной надбавки для <данные изъяты> данного типа за владение английским языком не ниже 4 уровня по Шкале оценки языковых знаний ИКАО снижен до 40%, тогда как в отношении <данные изъяты> Ан-24 такого снижения не произведено.

Положением о премировании летных экипажей воздушных судов за экономию авиационного топлива, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что на премирование экипажей воздушных судов типа Ан-24, Ан-26 направляется 40% расчетной стоимости сэкономленного авиаГСМ, которое согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается, исходя из стоимости <данные изъяты> за тонну. При этом количество сэкономленного при выполнении рейса авиаГСМ распределяется между членами экипажа в следующем соотношении: <данные изъяты> Ан-24 - 31%, <данные изъяты> Ан-24 без штурмана - 40%. Данная выплата командирам воздушных судов Боинг-737 не производится.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ командирам воздушных судов типа Боинг-737 установлена гарантированная оплата полетного времени в размере <данные изъяты>. Как пояснил в ходе судебного заседания представитель ответчика Т.С.И., данная выплата не является составной частью заработной платы и производится в случае простоя воздушного судна при наличии технических неисправностей, что не противоречит ст. 157 Трудового кодекса РФ.

Проверяя доводы истца о том, что при установлении размера заработной платы и дополнительных выплат лицам, занимающим должности <данные изъяты> типа Боинг-737 и Ан-24, ответчиком допущена дискриминация в сфере труда, суд исходит из следующего.

Согласно утвержденной ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции <данные изъяты>, лицо, занимающее данную должность, относится к категории руководителей, находится в административном подчинении шефа-пилота эскадрильи, функционально подчиняется пилоту-инструктору АЭ. Квалификационными требованиями к данной должности являются: высшее (среднее) профессиональное образование, действующий сертификат линейного пилота, стаж летной работы не менее года, подготовка и опыт, необходимые для самостоятельного управления судном определенного типа. Пункт 1.7 должностной инструкции устанавливает дополнительные требования к должности <данные изъяты>, управляющего судами иностранного производства: владение иностранным языком не ниже третьего уровня по шкале ИКАО, наличие сертификата о придании силы пилотскому свидетельству, выданного государством регистрации эксплуатируемого судна.

Из руководства по эксплуатации Ан-24 следует, что данное воздушное судно имеет максимальную взлетную и посадочную массу 21000 кг, максимальное количество пассажиров - 48 человек. Крейсерская скорость 475 км/ч, дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 990 км, эксплуатационный потолок - 8 000 м. Экипаж воздушного судна составляют 4 человека: командир воздушного судна, второй пилот, штурман, бортмеханик. По согласованию с ДВТ МТ экипаж самолета может состоять из трех человек (исключается штурман). В таком случае оплата за выполнение летной работы увеличивается на 25% каждому члену экипажа (абз. 7 Положения об оплате труда летного, командно-летного и инструкторского состава, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ ).

Воздушное судно Боинг-737-500 имеет максимальную взлетную массу 62000 кг, максимальное количество пассажиров 136 человек. Крейсерская скорость судна 912 км/ч, дальность полета с максимальным запасом топлива - 5 200 км, дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива) - 2 815 км, эксплуатационный потолок 11 300 м. Экипаж воздушного судна составляют 2 человека: капитан воздушного судна и второй пилот. Вся документация, связанная с управлением данным воздушным судном, выполнена на английском языке, в связи с чем в качестве квалификационных требований к занимаемой должности введено знание иностранного языка не ниже 3 уровня ИКАО.

Установление различной часовой тарифной ставки пилотов различных типов воздушных судов допускается действующим законодательством (постановление Министерства труда от 30.11.1992 № 44), и зависит от грузоподъемности судна, протяженности выполняемых им рейсов, иных характеристик. В силу технических характеристик воздушные суда типа Ан-24 могут выполнять рейсы на меньшие расстояния, чем Боинг-737. Безусловно, рейсы, выполняемые на более протяженные дистанции, представляют собой большую физическую и психологическую нагрузку на членов экипажа воздушного судна, требуют более длительной концентрации внимания на выполнении летного задания, что предусматривает более высокий уровень их вознаграждения.

Суд также принимает во внимание доводы ответчика о том, что работа в составе двучленного экипажа в силу своей специфичности не дает пилотам расслабиться на протяжении всего полета. В случае непредвиденного осложнения полета (отказ материальной части, неблагоприятные погодные условия и т.д.) психологические резервы такого экипажа в условиях стресса и незначительного времени на принятие управленческих решений могут быть исчерпаны гораздо быстрее, чем в многочленном экипаже. Выполнение полетов в составе двухчленного экипажа на воздушном судне, оснащенном современным электронным оборудованием, требует от пилотов твердых теоретических знаний принципов работы этого оборудования, подкрепленных широким практическим опытом его эксплуатации.

Так, в силу п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к членам летных экипажей для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 11.12.2006 г. № 148, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации и кандидаты для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшие опыта эксплуатации воздушного судна аналогичного типа, проходят дополнительную подготовку по специальной программе. В ходе обучения по данной программе пилоты воздушного судна типа Боинг-737 осваивают дополнительно функции штурмана и бортмеханика, которые в экипаже воздушного судна Ан-24 выполняют отдельные специалисты. В частности, получают навыки работы с пилотажно-навигационными комплексами современных воздушных судов, изучают особенности летной эксплуатации высокоавтоматизированных воздушных судов (принципы отображения и восприятия полетной информации воздушного судна со «стеклянной кабиной»), правила взаимодействия в двучленном экипаже (зоны ответственности, распределение внимания, взаимодействие в особых случаях полета, приоритетность задач при дефиците времени).

Особенности пилотирования воздушным судном типа Боинг-737 заключается также в том, что по решению командира воздушного судна он сам либо второй пилот могут выполнять как активное, так и вспомогательное управление. Между членами экипажа воздушного судна типа Ан-24 такая взаимозаменяемость не установлена, каждый из них выполняет свои, строго определенные задачи.

При этом суд отмечает, что работа членов экипажа воздушного судна Ан-24 при отсутствии в составе экипажа штурмана также подлежит оплате в повышенном размере (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Указывая, что и <данные изъяты> типа Боинг-737, и <данные изъяты> типа Ан-24 обязаны выполнять общие требования Руководства по производству полетов эксплуатанта, утвержденного ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии», истец не учитывает, что каждый из указанных должностных лиц обязан также знать и выполнять соответственно Boeing 737-500 AirplaneFlightManual и Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24. При общей схеме действий командира воздушного судна при выполнении взлета, пилотирования и посадки судна имеющееся на его борту техническое оснащение, программное обеспечение требует от пилотов различных полетных навыков и квалификации.

На сложность работы и повышенную психологическую нагрузку двусоставных экипажей воздушных судов указала и комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета в заключении по результатам расследования авиакатастрофы в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ По результатам работы комиссии властям Российской Федерации рекомендовано доработать основные нормативные документы гражданской авиации с учетом принятия в эксплуатацию самолетов с двухчленным составом экипажа, а ЗАО «Аэрофлот - Норд» при отборе для переучивания на новую технику обращать особое внимание на личностные особенности кандидатов, касающиеся способов эмоционального реагирования и поведения в нестандартных условиях (повышенных нагрузок, стресса), при выявлении неблагоприятных признаков давать конкретные рекомендации об их пригодности к переучиванию или о необходимости индивидуального подхода при переучивании.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующая в ЗАО «Нордавиа - российские авиалинии» система оплаты труда командиров воздушных судов типа Боинг-737 и Ан-24 установлена в соответствии с уровнем квалификации, особенностями выполнения работ, существующей служебной нагрузке на лиц, занимающих указанные должности, в связи с чем не усматривает в действиях ответчика признаков дискриминации как она определена ст. 3 Трудового кодекса РФ.

При этом ссылка истца на судебные постановления, которыми установлено нарушение ОАО «Сахалинские авиатрассы» ст. 22 Трудового кодекса РФ в области равной оплаты за труд равной ценности в отношении пилотов воздушных судов Ан-24, Ил-62 и DHC-8, не может быть принята во внимание, так как названные судебные постановления приняты в отношении лиц, не являющихся участниками данного судебного разбирательства, сделанные в ходе рассмотрения этого дела выводы в силу ст. 61 ГПК РФ не являются обязательными для суда при разрешении возникшего спора. Помимо изложенного, как следует из содержания представленных судебных актов, в обоснование установления различных систем оплаты труда экипажей названных воздушных судов положены не различия в квалификационных требованиях, объеме и характере выполняемой работы, а наличие соглашения, заключенного между работодателем и третьим лицом на выполнение авиарейсов воздушными судами определенного типа, что в данном случае не имеет место.

Поскольку требования истца о возмещении ущерба в сумме <данные изъяты> и взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> основаны на факте дискриминации при установлении системы оплаты труда, который не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, о наличии задолженности по выплатам, предусмотренным действующей в организации системой оплаты труда П.А.И не заявляет, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление П.Е.А. к закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2011 г.

Судья                                                                                                                Н.В. Лобанова