об оспаривании решения МСЭ об отказе в признании инвалидом, снижении степени утраты профессиональной трудоспособности



Дело № 2-2031/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 июля 2011 г.                                                                                                      г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Филипповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.В.А. к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы Архангельской области» о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности, снижении степени утраты профессиональной трудоспособности,

установил:

Б.В.А. обратилась в суд с иском к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» (далее по тексту - ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области»), в котором просила обязать ответчика установить <данные изъяты> группу инвалидности по профессиональному заболеванию и не менее <данные изъяты> утраты профессиональной трудоспособности бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учете в центре профессиональной патологии ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница» с диагнозом <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. является инвалидом <данные изъяты> по профессиональному заболеванию со степенью утраты трудоспособности <данные изъяты>, ежегодно проходила переосвидетельствование. ДД.ММ.ГГГГ. прошла очередное освидетельствование в филиале № 11 г. Вельска ФГУ «Главное бюро МСЭ Архангельской области», по результатам которого не была признана инвалидом, процент утраты трудоспособности снижен до <данные изъяты>. С данным решением согласились также ФГУ «Главное бюро МСЭ Архангельской области» и ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». Указанное решение полагает незаконным, так как состояние ее здоровья с момента установления инвалидности не улучшилось, а наоборот, были диагностированы новые заболевания.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнила. Просила признать незаконным решение филиала № 11 г. Вельска ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» об отказе в установлении группы инвалидности и об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, выраженное в форме актов освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. .

В судебном заседании Б.В.А. требование поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» З.Л.А. в ходе рассмотрения дела с требованиями, заявленными истцом, не согласилась в полном объеме, пояснила, что законных оснований для признания истца инвалидом не имеется, поскольку выявленные в ходе освидетельствования нарушения функций организма расцениваются как незначительные. Полагала обжалуемое решение вынесенным в соответствии с действующим законодательством. Просила в иске отказать в полном объеме.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, обозрев медицинские документы в отношении Б.В.А. и дело освидетельствования в МСЭ, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Б.В.А. с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> Вельского ремстройучастка, в дальнейшем реорганизованного в ЗАО «Вельскгражданстрой». Согласно акту о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ ей установлен диагноз: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с работы по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 07.10.2006 г.) - в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением. Вновь поступила на работу ДД.ММ.ГГГГ. на должность <данные изъяты> ОГУ «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», где и работала на дату освидетельствования.

ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена инвалидность <данные изъяты> в связи с профессиональным заболеванием, а также определен процент степени утраты трудоспособности - <данные изъяты>. Б.В.А. регулярно проходила освидетельствования, по результатам которых данное заключение МСЭ подтверждалось. Ежегодно ей разрабатывались программы реабилитации пострадавшего, в соответствии с которыми она проходила санаторно-курортное восстановительное и поддерживающее лечение имеющегося профессионального заболевания.

На основании заявления Б.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ она в ДД.ММ.ГГГГ. была освидетельствована в филиале № 11 г. Вельска ФГУ «Главное бюро МСЭ Архангельской области». Согласно актов освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и Б.В.А. не признана инвалидом, с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена степень утраты профессиональной трудоспособности <данные изъяты> бессрочно. Экспертное решение принято с учетом мнения ФГУ «Главное бюро МСЭ Архангельской области», куда направлялась медико-экспертная документация в отношении истца на очную консультацию.

По заявлению о несогласии истца с указанным решением, медико-социальная экспертиза проведена в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» (акты , от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) и ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (акт от ДД.ММ.ГГГГ). Оснований для отмены решения филиала № 11 г. Вельска ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» не установлено.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются материалами дела, в связи с чем суд считает их установленными.

Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п.п. 2, 5-6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (п. 7 названных Правил).

Согласно п.п. 4-5 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 г. № 1013н, при комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1 степень - незначительные нарушения; 2 степень - умеренные нарушения; 3 степень - выраженные нарушения; 4 степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

В силу п. 10 указанных Классификаций и критериев критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под степенью утраты профессиональной трудоспособности понимается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая;

Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством РФ (п. 3 ст. 11 указанного федерального закона).

В соответствии с п.п. 2-3 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений (п. 19 указанных Правил).

Подпункт «а» п. 28 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56, предусматривает, что степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функций организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда. При этом 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях, если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд.

Степень утраты трудоспособности 40% устанавливается пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда, в частности, в случаях: если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности; если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда; если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на два тарификационных разряда; если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на две категории тяжести.

Как следует из содержания текстов оспариваемого экспертного решения и экспертных решений, принятых при рассмотрении жалоб Б.В.А., в ходе освидетельствования у истца выявлены стойкие незначительные нарушения <данные изъяты>, которые не ограничивают ни одну из категорий жизнедеятельности и не вызывают необходимость социальной защиты, в связи с чем не оснований для признания ее инвалидом не имеется. Характер течения диагностированного у истца профессионального заболевания с учетом выполняемой на дату освидетельствования трудовой функции дают основания для установления Б.В.А. степени утраты трудоспособности <данные изъяты>.

Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ в рамках рассмотрения данного дела была назначена заочная судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области».

Как следует из ответов экспертов на поставленные судом вопросы решение экспертной комиссии филиала № 11 г. Вельска ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и является правильным. При этом эксперты отметили, что на момент освидетельствования Б.В.А. более четырех лет работала по профессии <данные изъяты>, с работой справлялась и была направлена для ее продолжения. Утраты способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью у истца не установлено. Имеющееся у Б.В.А. нарушение здоровья, обусловленное наличием профессионального заболевания, признано незначительно выраженным нарушением функций организма, не влекущим ограничений ни одной из категорий жизнедеятельности, но дающим основания для установления степени утраты трудоспособности <данные изъяты> бессрочно.

Судебная медико-социальная экспертиза проведена экспертами, имеющими высшее медицинское образование, высшую и вторую квалификационную категорию. В ходе проведения экспертизы были исследованы как медицинская документация в отношении истца, в частности дело освидетельствования в МСЭ, амбулаторные карты, так и материалы гражданского дела. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, их заинтересованность в исходе дела не установлена. Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имеется.

Представленные суду материалы свидетельствуют, что истец стабильно трудоустроена, работает полный рабочий день по пятидневной рабочей неделе. Должность, на которую истец поступила после диагностирования профессионального заболевания - <данные изъяты>, тарифицируется по тому же разряду, что и ранее занимаемая, к осуществлению трудовой деятельности установлены следующие ограничения: противопоказан труд с физическим перенапряжением, переохлаждением, которые работодателем соблюдаются.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для признания незаконным экспертного решения филиала № 11 г. Вельска ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» об отсутствии оснований для признания истца инвалидом и установлении степени утраты трудоспособности <данные изъяты>.

Доводы истца о том, что ранее она на протяжении длительного времени (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) признавалась инвалидом, ей устанавливалась степень утраты профессиональной трудоспособности <данные изъяты>, судом отклоняются, так как состояние здоровья человека представляет собой динамичный процесс. На протяжении указанного времени истец не продолжала работу в условиях, способствовавших возникновению у нее профессионального заболевания, получала восстановительное и поддерживающее лечение, в том числе, санаторно-курортное, проходила реабилитационные мероприятия, конечной целью которых в силу ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является полное или частичное восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Исходя из вышеизложенного, правовых основания для удовлетворения исковых требований Б.В.А. к ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» о признании незаконным экспертного решения филиала учреждения № 11 (г. Вельск), оформленных актами от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и , не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Б.В.А. к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы Архангельской области» о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2011 года.

Судья                                                                                                                      Н.В. Лобанова