2-2596/2011 об обжаловании бездействия муниципального органа



Дело №2-2596/2011г.Именем Российской ФедерацииРешение

«24» июня 2011 года                                                                      город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Буторина О.Н.,

при секретаре Вдовичевой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице Мэрии г.Архангельска об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Архангельска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице Мэрии г.Архангельска об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в следующем.

В ходе проведения Отделом государственного пожарного надзора Октябрьского округа г. Архангельска УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области проверки выявлены нарушения состояния наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы, пирсы), расположенных на территории Октябрьского округа г.Архангельска, в связи с чем ответчику было внесено предписание об их устранении. Ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ. № ). Частично предписание было выполнено. За неисполнение в установленный срок предписания постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского округа г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу мэрия г. Архангельска признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вновь внесено предписание об устранении нарушений.

В судебном заседании прокурор Б.И.С. иск поддержал, пояснив, что пожарные водоемы и пирсы (площадки) расположены на территории Октябрьского территориального округа, к которому относится и территории о.Кего, жилые дома, указанные в иске, являются ориентирами по определению места нахождения объектов противопожарной безопасности, в рамках дел об административных правонарушений ответчик не оспаривал факт расположения этих объектов на территории муниципального образования а равно необходимость их надлежащего содержания.

Представитель ответчика П.Ю.С. по доверенности, с иском не согласилась, указав что ответчик не может нести ответственность за состояние противопожарных водоемов на о.Кего, истцом не представлено доказательств нахождения водоисточников вблизи жилых домов. В настоящее время разработана долгосрочная программа по благоустройству пожарных водоемов, в которую вошли не все указанные в иске водоемы, т.к. часть из них Мэрия г.Архангельска намерена списать.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Архангельской области М.Т.Ю. по доверенности, иск поддержал. Пояснил, что в добровольном порядке ответчик, несмотря на привлечение к административной ответственности, выявленные нарушения не устраняет, ссылаясь на недостаток средств на эти цели. На ответчика следует возложить в судебном порядке обязанность по устранению нарушений противопожарной безопасности.

Представитель третьего лица государственного казенного учреждения Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы » (далее - ОГПС ) К.В.К по доверенности, иск поддержал. Пояснил, что нарушения противопожарной безопасности в содержании противопожарных водоемов, отсутствие подъездов для пожарных автомашин к источникам водозаборов и мест (площадок) для автомашин, создают реальную угрозу жизни и имущества неограниченного количества жителей округа в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В настоящее время машины для тушения пожара заправляются водой на котельной т.к. подъездов ни к реке, ни к водоемам нет, создается угроза по сбою отопления у населения. В случае пожара для быстрого и координированного его тушения необходимо восстанавливать водоемы, каждый водоем в отдельности необходим, что подтверждается планом их расположения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов:

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Вопросы обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии с положениями ст.ст.1, 6 и 34 данного закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

В целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерацией, нормативными документами или уполномоченным государственным органом устанавливаются требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности (стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы) являются обязательными к исполнению.

В соответствии с названным законом, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В целях регулирования правоотношений в сфере пожарной безопасности в Архангельской области 20.09.2005 Архангельским областным Собранием депутатов принят Закон Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области» № 86-5-ОЗ.

В ходе проведения с 02.12.2009 по 11.12.2009 Отделом государственного пожарного надзора Октябрьского округа г. Архангельска УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области проверки состояния наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы, пирсы (площадки)) выявлены следующие нарушения:

- в нарушение ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области», п. 94 ППБ 01-03 нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов (отсутствуют горловины и крышки пожарных водоемов, водоемы не утеплены), расположенных в Октябрьском округе г. Архангельска вблизи зданий по адресам:

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил, обвалился;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - утечка воды, отсутствуют крышки горловин;

- о<адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - утечка воды, отсутствуют крышки горловин;

- <адрес> - отсутствуют крышки горловин, заполнен водой не в полном объеме;

- <адрес> - сгнил, в аварийном состоянии;

- <адрес> - отсутствует;

- <адрес> - сгнил, в аварийном состоянии;

- <адрес> - отсутствует;

- <адрес> - заполнен водой не в полном объеме;

<адрес> <адрес> - заполнен водой не в полном объеме;

В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Однако, в нарушение ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области», п.п. 23, 94 ППБ 01-03 не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, вблизи зданий по адресам:

- <адрес> (озеро у школы);

- <адрес> (озеро);

- <адрес> (река Северная Двина);

- <адрес> (река Северная Двина);

- <адрес> (причал парома) (река Северная Двина);

- <адрес> (река Гнилуха);

- <адрес> (озеро);

- <адрес> (озеро);

- <адрес> (у магазина) (озеро).

По результатам проверки муниципальное образование «Город Архангельск за выявленные в ходе проверки вышеуказанные нарушения признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление Главного государственного инспектора Октябрьского округа г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ. № ). Постановление административного органа вступило в законную силу

ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора Октябрьского округа г. Архангельска УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области в адрес муниципального образования «Город Архангельск» внесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора Октябрьского округа г. Архангельска УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области проверки исполнения муниципальным образованием «Город Архангельск» вышеуказанного предписания установлено, что ряд нарушений устранен, однако следующие нарушения оставлены без исполнения:

- в нарушение ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области», п. 94 ППБ 01-03 нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов (отсутствуют горловины и крышки пожарных водоемов, водоемы не утеплены), расположенных в Октябрьском округе г. Архангельска вблизи зданий по адресам:

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес>) - сгнил, обвалился;

- <адрес>) - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - утечка воды, отсутствуют крышки горловин;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил настил, короб;

- <адрес> - сгнил, в аварийном состоянии;

- <адрес> - сгнил, в аварийном состоянии;

- <адрес> - отсутствует;

- <адрес> - заполнен водой не в полном объеме;

- в нарушение ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области», п.п. 23, 94 ППБ 01-03 не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, вблизи зданий по адресам:

- <адрес> (озеро у школы);

- <адрес> (озеро);

- <адрес> (река Северная Двина);

- <адрес> (река Северная Двина);

- <адрес> (причал парома) (река Северная Двина);

- <адрес> (река Гнилуха);

- <адрес> (озеро);

- <адрес> (озеро);

- <адрес> (у магазина) (озеро).

За неисполнение в установленный срок предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу мэрия г. Архангельска признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановление вступило в законную силу.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.8 Постановления от 19.12.2003 г. №23 «О судебном решении» на основании ч.4 ст.61 ГПК РФ, следует определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Таким образом, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении не имеет предопределяющего значения для решения вопроса о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение). В каждом конкретном случае суд должен выяснять этот вопрос на основании анализа и оценки всех доказательств, имеющихся в материалах дела в совокупности.

Отделом государственного пожарного надзора Октябрьского округа г. Архангельска УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области в адрес муниципального образования «Город Архангельск», ДД.ММ.ГГГГ вновь внесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности , со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу положений ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества.

Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от ответчика меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности.

Анализируя все установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, нарушение требований пожарной безопасности существуют реально, что создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного числа жителей Октябрьского округа г.Архангельска, а также сохранности их имущества в случае возникновения пожаров. Иск подлежит удовлетворению, а возражения ответчика отклонению, как необоснованные.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Октябрьского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице Мэрии <адрес> об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности путем выполнения следующих мероприятий:

- восстановить конструктивную целостность пожарных водоемов (установить горловины и крышки пожарных водоемов, заполнить водой в полном объеме, утеплить), расположенных в <адрес> вблизи зданий по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

- выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, вблизи зданий по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Судья                                                                                               О.Н.Буторин

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2011 года:

Судья       О.Н.Буторин