2-2753/2011 О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2753/2011                                                    09 июня 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска

в составе председательствующего судьи Беляевской О.Я.,

при секретаре Соколовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района города Архангельска в интересах П.Д.С. к Мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Соломбальского района города Архангельска обратился в суд в интересах П.Д.С. с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что П.Д.С. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обучается в ГОУ СПО «Архангельский техникум строительства и экономики» г.Архангельска. За ним было закреплено жилое помещение признанное актом межведомственной комиссии непригодным для проживания и подлежащим расселению. Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за П.Д.С. закреплено право на предоставления жилого помещения в г.Архангельске вне очереди. В связи с тем, что в настоящее время П.Д.С. пригодным для проживания жилым помещением не обеспечен, и как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет на это право, прокурор обратился в суд с данным иском в его интересах.

В судебном заседании истец П.Д.С. поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время иного жилого помещения помимо непригодного для проживания не имеет.

Прокурор С.Н.В. поддержала исковые требования в полном объеме и просила обязать мэрию города Архангельска предоставить П.Д.С. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 кв.м., расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Представитель ответчика мэрии города Архангельска с.с.н., действующий на основании доверенности, пояснил, что право истца на получение жилой площади не оспаривается.

Третье лицо орган опеки и попечительства мэрии г.Архангельска в лице представителя по доверенности Н.И.В. с исковыми требованиями согласна.

Представитель третьего лица Правительства Архангельской области А.И.С., действующий по доверенности, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв. Указал, что для исполнения полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям Архангельской области утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год. Вопросы распределения указанных средств и ведения учета детей-сирот находятся в ведении органов местного самоуправления, контроль же осуществляет Министерство образования, науки и культуры Архангельской области.

Третьи лица Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, ГОУ СПО «Архангельский индустриально-педагогический колледж» г.Архангельска о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя не направили.

Выслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

П.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Б.О.В. в отношении П.Д.С. была лишена родительских прав.

П.Д.С. находился под опекой, на полном государственном обеспечении.

Согласно справке Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Архангельский индустриально-педагогический колледж», П.Д.С. обучается на бюджетной основе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за П.Д.С. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за П.Д.С. жилое помещение в городе Архангельске по <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания, поскольку находится в ветхом состоянии.

Дав оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) лицами из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 57 Жилищного кодекса установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Данной норме соответствует содержание п. 2 ст.7 областного закона от 05.07.01г. №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» о том, что органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии ст. 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях).

Согласно части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В силу ст.46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

На основании ст.48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно ст.ст.19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Соломбальского района города Архангельска, заявленные в интересах П.Д.С. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Соломбальского района города Архангельска в интересах П.Д.С. к Мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить П.Д.С. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, общей площадью не менее 15 кв.м., расположенное в черте города Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд города Архангельска.

    

    Судья                                                                         О.Я. Беляевская

Копия верна. Судья                                               О.Я. Беляевская