Дело № 2-3459/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 1 августа 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе: председательствующего судьи Лобановой Н.В. с участием прокурора Рогозиной А.В., при секретаре Филипповой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Д.А.В. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: прокурор Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Д.А.В. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска, в котором просил обязать ответчика предоставить истцу вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Архангельске, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В обоснование заявленных требований указал, что Д.А.В., ДД.ММ.ГГГГ относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № за ним закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания. Приказом главы администрации Северного территориального округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список внеочередников. ДД.ММ.ГГГГ Д.А.В. окончил ГОУ СПО «Архангельский индустриально-педагогический колледж», намерен проживать отдельно от опекуна, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 4, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит обязать ответчика предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленной учетной нормы. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Рогозина А.В. на удовлетворении заявленного требования настаивают по основаниям, изложенным в иске. Д.А.В. и его законный представитель Л.Р.И. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям. Мэрия г. Архангельска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. В отзыве на иск против удовлетворения исковых требований возражала. Не оспаривая права истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указала, что финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, осуществляется за счет средств областного бюджета. Д.А.В. поставлен на учет для внеочередного предоставления жилой площади. В настоящее время денежные средства, необходимые для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в мэрию г. Архангельска поступают не в полном объеме. Жилое помещение будет предоставлено истцу по мере поступления денежных средств в порядке существующей очередности. Полагала, что при удовлетворении иска будут нарушены права лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья и принятых на учет ранее истца. Представитель департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска С.Ю.А. заявленные требования поддержала. Указала, что истец, относящийся к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и не имеющий закрепленного жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в пределах г. Архангельска. Представитель третьего лица ГОУ СПО «Архангельский индустриальный колледж» Е.Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица министерство финансов Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. В отзыве на иск указало, что обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, областным законодательством возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем разрешение данного вопроса к компетенции органов государственной власти Архангельской области не относится. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 1 названного федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Как установлено в ходе рассмотрения дела, Д.А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ Его мать Д.Л.А., являвшаяся одинокой матерью, умерла ДД.ММ.ГГГГ Приказом управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Д.Л.А. передан под опеку бабушки Л.Р.И., за ним закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № комната <адрес>, где находилось занимаемое истцом на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, признана непригодной для проживания и не подлежащей капитальному ремонту. Приказом администрации Северного округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Д.А.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь под № в список внеочередников под № В настоящее время Д.А.В. жилым помещением не обеспечен. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, по списку граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, под № Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ связывает возникновение у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения с наступлением любого из событий, предусмотренных названной нормой, в том числе, с окончанием их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Из сообщения ГОУ СПО «Архангельский индустриально-педагогический колледж» следует, что Д.А.В. окончил обучение в данном учебном заведении ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, предоставленными суду материалами подтверждается, что у Д.А.В. возникло право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Архангельск» на праве социального найма во внеочередном порядке. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 областного закона от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений областным законом могут наделяться органы местного самоуправления. Областным законом от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» (ст.ст. 45, 46) органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение должно быть предоставлено органом местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» - мэрией г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных муниципальному образованию «Город Архангельск» на осуществление указанных государственных полномочий. В силу ст. 49 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии с федеральными и областными законами, в частности, областным законом от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма». В соответствии с названным областным законом (п. 7 ст. 8) предоставляемое гражданину по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям конкретного населенного пункта. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанной категории граждан жилое помещение по договору социального найма предоставляется по месту их жительства площадью не ниже установленных социальных норм. При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, необходимо исходить из установленной решением Архангельского городского Совета депутатов от 27.07.2005 № 23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» нормы предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить истца жилым помещением в связи с отсутствием финансирования, наличием иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, чьи права будут нарушены при удовлетворении требований истца, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего жилищного законодательства обеспечение вне очереди жилым помещением категории граждан, к числу которой относится истец, не ставится в зависимость от каких-либо условий. С учетом изложенного, заявленное требование подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление прокурора Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Д.А.В. к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска предоставить Д.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 15 квадратных метров в черте г. Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2011 г. Судья Н.В. Лобанова