2-3416/2011 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3416/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 июля 2011 года

г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Лобановой Н.В.

с участием прокурора Лось Д.С.

при секретаре Филипповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов П.И.И. к мэрии г. Архангельска о признании местом жительства <адрес>, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

прокурор Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов П.И.И. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о признании за истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории муниципального образования «Город Архангельск», возложении на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из состава семьи два человека, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте населенных пунктов муниципального образования «Город Архангельск», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указано, что П.И.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Лешуконского района от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение в <адрес>, которое сгорело ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением заместителя главы администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда. ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. окончила профессиональное училище <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь В.. Постановлением главы администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения на территории названного муниципального образования. Вместе с тем, П.И.И. длительное время проживает на территории муниципального образования «Город Архангельск», родственников на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» не имеет, проживать там не желает. Ссылаясь на положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит обязать ответчика предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленной учетной нормы на территории муниципального образования «Город Архангельск», т.е. по ее фактическому месту жительства.

В ходе судебного разбирательства прокурор Лешуконского района Архангельской области заявленные требования уточнил. Просил признать местом жительства П.И.И. <адрес> признать за П.И.И. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории муниципального образования «Город Архангельск», обязать мэрию г. Архангельска предоставить П.И.И. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из состава семьи один человек, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте населенных пунктов муниципального образования «Город Архангельск», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Лось Д.С. на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в иске.

П.И.И. заявленные требования поддержала и пояснила, что родилась в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ. направлена в <данные изъяты>, затем проходила обучение в <данные изъяты>. В <данные изъяты> приехала ДД.ММ.ГГГГ., с указанного времени с дочерью постоянно проживает по адресу: <адрес>. В данное жилое помещение вселена с согласия ее владельца на период обучения последнего в образовательном учреждении <данные изъяты>. Поставлена на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район», в мэрию г. Архангельска с аналогичным заявлением не обращалась. Возвращаться в <данные изъяты> не намерена.

Представитель мэрии г. Архангельска Т.Н.А. против удовлетворения исковых требований возражала. Ссылаясь на ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указала, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленных жилых помещений, обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм в порядке очередности по мере поступления денежных средств из областного бюджета. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления жилой площади), так и по месту временного пребывания. П.И.И. в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в г. Архангельске не состоит. Поставлена на такой учет по месту выявления - в муниципальном образовании «Лешуконский муниципальный район», администрация которого признает наличие у нее обязанности по обеспечению истца жильем. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска Ч.С.Н. против удовлетворения иска возражала. В отзыве на иск указано, что местом первичного выявления и устройства под опеку П.И.И. является муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район». Постановлением главы администрации Лешуконского района от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, на аналогичном учете в муниципальном образовании «Город Архангельск» не состоит. Полагала, что истец может реализовать право на внеочередное предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район».

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица министерство финансов Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. В направленном суду отзыве на исковое заявление указало, что законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, в связи с чем полагало министерство ненадлежащим ответчиком по заявленному спору.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзац 2 п. 1, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Статья 1 названного федерального закона под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимает лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, П.И.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Решением Лешуконского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ мать П.И.И. П.И.Ф. лишена родительских прав в отношении дочерей, П.И.И. передана на попечение органа опеки и попечительства. Решением <данные изъяты> Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ отец истца П.И.В. также лишен родительских прав в отношении дочерей.

Постановлением главы администрации Лешуконского района от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. направлена в школу-интернат, за ней закреплена жилая площадь в <адрес>. Согласно сообщению администрации муниципального образования «Лешуконский район» от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за истцом жилое помещение сгорело ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения на территории муниципального образования «Лешуконское».

Согласно сообщению администрации муниципального образования «Лешуконское» от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в администрации муниципального образования «Лешуконское» под В ДД.ММ.ГГГГ ей будет предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Постановлением главы администрации муниципального образования «Лешуконское» от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. предоставлено жилое помещение маневренного фонда.

Согласно информации министерства образования, науки и культуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ П.И.И. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на внеочередное предоставление жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному образованию «Лешуконский муниципальный район».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что П.И.И. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Вместе с тем, доводы прокурора Лешуконского района Архангельской области и истца П.И.И. о том, что таким жилым помещением истец должна быть обеспечена мэрией г. Архангельска на территории муниципального образования «Город Архангельск» подлежат отклонению в связи со следующим.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 областного закона от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений областным законом могут наделяться органы местного самоуправления.

Областным законом от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» (ст.ст. 45, 46) органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 49 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии с федеральными и областными законами, в частности, областным законом от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 6.1 областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет.

Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с подп. 27 п. 8 Положения о министерстве образования, науки и культуры Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 210-пп, на названное министерство возложено осуществление контроля за осуществлением государственных полномочий органами местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в случае наделения их областным законом такими государственными полномочиями.

Из сообщения министерства образования, науки и культуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что муниципальным образованиям Архангельской области на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, ежегодно предусматривается выделение субвенций в размере, устанавливаемом областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Областным законом от 21.12.2010 г. № 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» утверждено Приложение № 14 «Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2011 год», во исполнение которого ДД.ММ.ГГГГ. денежные средства на данные цели перечислены муниципальным образованиям области. При этом для получения названной субсидии органами муниципального образования представлен список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного предоставления жилья с учетом П.И.И. Перераспределение запланированных на 2011 г. денежных средств в виде субвенций между муниципальными образованиями действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что П.И.И. родилась и была впервые выявлена в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории муниципального образования «Лешуконское», за ней было закреплено жилое помещение <адрес>, в дальнейшем утраченное в результате пожара. На дату рассмотрения дела состоит на учете лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, на территории муниципального образования «Лешуконское». На предоставление истцу жилого помещения в данном муниципальном образовании выделены денежные средства областного бюджета, администрацией муниципального образования для истца приобретено жилое помещение <адрес>, которое в ближайшее время будет ей предоставлено.

Изложенное свидетельствует, что право истца на предоставление жилья во внеочередном порядке будет реализовано в 2011 г.

При таких обстоятельствах возложение на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить П.И.И. во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение на территории муниципального образования «Город Архангельск», признание за ней права на предоставление такого жилья на территории муниципального образования «Город Архангельск» противоречит положениям п.п. 3, 4 ст. 6.1 областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доводы истца об отсутствии у нее жилого помещения по избранному месту жительства, нежелании возвращаться в Лешуконский район не могут быть приняты во внимание, так как не относятся к числу обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает реализацию права на внеочередное предоставление жилого помещения. При наличии к тому предусмотренных законом оснований П.И.И. не лишена возможности обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования «Город Архангельск» на общих основаниях.

Разрешая требование прокурора Лешуконского района Архангельской области о признании местом жительства П.И.И. <адрес>, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно абз. 2-3 ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ст.ст. 30-31, 69-70 Жилищного кодекса РФ возникновение у лица права пользования жилым помещением определяется, в частности, фактом его вселения в жилое помещение в качестве члена семьи собственника (нанимателя) с соблюдением установленного законом порядка. Из пояснений истца П.И.И. следует, что в жилое помещение, которое она занимает в <адрес>, она вселена временно, на период выезда его владельца к месту обучения. Таким образом, данное жилое помещение является местом пребывания, а не местом жительства истца.

Помимо изложенного, в силу ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежит нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы.

Статья 265 ГПК РФ предусматривает возможность установления в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 6.1 областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» правовое значение для принятия решения о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является место их учета, а не фактическое место жительства.

Таким образом, оснований для защиты жилищных прав П.И.И. как лица из числа детей-сирот путем признания ее местом жительства <адрес> не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов П.И.И. к мэрии г. Архангельска о признании местом жительства <адрес>, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать в полном объеме.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2011 г.

Судья

Н.В. Лобанова