Дело № 2-3776/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 5 августа 2011 г. г. Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Лобановой Н.В., при секретаре Филипповой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Р.В. о возложении на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении, установил: К.Р.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать мэрию г. Архангельска предоставить сыну К.Д..В, ДД.ММ.ГГГГ г.р., доступ к дошкольному образованию путем выделения места в детских дошкольных учреждениях № в группе полного дня в течение месяца с даты вынесения решения по существу. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о предоставлении ее сыну К.Д..В, ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в дошкольном образовательном учреждении. Являясь матерью-одиночкой, имеет право первоочередного предоставления места в детском дошкольном учреждении. Вместе с тем, с указанного времени мер по заявлению не принимается, на ее обращение в департамент образования мэрии г. Архангельска ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что место в детском дошкольном учреждении ее сыну в 2011 г. предоставлено не будет. Такие действия расценивает как нарушение конституционного права на труд и достойное содержание семьи, а также как нарушение права сына на получение дошкольногообразования. Просит возложить на мэрию г. Архангельска обязанность предоставить ее сыну место в детском дошкольном учреждении по месту жительства. По определению суда дело рассмотрено в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. В судебном заседании К.Р.В. заявленные требования поддержала по указанным основаниям. Мэрия г. Архангельска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В направленном суду отзыве на заявление указала, что в силу положений Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» дошкольное образование не является обязательным. Действующие в муниципальном образовании «Город Архангельск» Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденные постановлением мэра г. Архангельска от 18.05.2009 № 185, предусматривают, что комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) на начало учебного года. Ссылалась на то, что удовлетворение заявления повлечет необоснованный отказ в приеме детей, чьи родители обладают правом на первоочередной и внеочередной прием в детские дошкольные учреждения, что нарушит права и законные интересы данной категории граждан. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ у К.Р.В. родился сын К.Д..В, что подтверждается свидетельством о рождении №, сторонами не оспаривается. Отец мальчика в свидетельстве о рождении не указан. ДД.ММ.ГГГГ К.Р.В. обратилась с заявлением, в котором просила принять ее на учет для определения в детские дошкольные учреждения № сына К.Д..В, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данное заявление было удовлетворено, заявитель зарегистрирована на очереди для дальнейшего определения в указанные детские сады, о чем ей было выдано уведомление. Согласно справке ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от ДД.ММ.ГГГГ К.Р.В. является одинокой матерью, в связи с чем получает пособие на ребенка К.Д..В Из справки ОАО «Архангельский траловый флот» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявитель работает в указанной организации в должности <данные изъяты>, со ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент образования мэрии г. Архангельска сообщил заявителю об отсутствии возможности предоставить место в детских дошкольных учреждениях, указанных в ее личном заявлении, и предложил воспользоваться доступными вариативными услугами дошкольного образования в МОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 140 «Творчество». Поскольку о том, что место в детском саду для сына заявителя в 2011 г. не будет предоставлено, К.Р.В. достоверно узнала ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок на обращение в суд ею не пропущен. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела К.Д..В место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, при этом ребенку исполнилось <данные изъяты> Разрешая возникший спор суд исходит из следующего. В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное. Невыполнение данной обязанности влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. Реализуя гарантированное Конституцией РФ право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, федеральный законодатель в п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрел, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п.п. 3, 4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 8 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольногообразования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа. В муниципальном образовании «Город Архангельск» зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра г. Архангельска от 18.05.2009 № 185 (далее по тексту решения - Правила № 185), на начало учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями. Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольногообразования, на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). Комплектование учреждений детского дошкольного образования проводится в соответствии с названными Правилами и уставами учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в учреждение, в течение всего учебного года. В учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Согласно п. 7 указанных Правил правом первоочередного приема в учреждения детского дошкольного образования пользуются дети одиноких родителей из числа работающих, учащихся или студентов очной формы обучения. Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.12.2010 № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольногообразования (детские сады)» (далее по тексту решения - Регламент). В соответствии с пунктами 2.3. и 2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольногообразования на территории г. Архангельска. Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольногообразования на территории г. Архангельска, осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в учреждениях в порядке льготной очереди. Согласно п. 2.4 Регламента срок предоставления муниципальной услуги - с момента обращения заявителя. К числу оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги п. 2.8 Регламента относит: отсутствие либо несоответствие требованиям закона документов, перечень которых установлен п. 2.6 Регламента, а также отсутствие свободных мест в учреждении. Вместе с тем, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в п. 2.1 постановления от 15 мая 2006 г. № 5-П, положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольноеобразование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности. Содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка. Конституционный суд РФ в названном постановлении указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Из буквального толкования вышеприведенных норм права в их совокупности следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольноеобразование на территории городского округа возложена на муниципальное образование «Город Архангельск». Согласно Методическим рекомендациям по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 г.г., обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 № 03-1883) система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Судом достоверно установлено, что за период с момента подачи заявления о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ и до разрешения спора в суде, то есть на протяжении более двух лет, несовершеннолетний К.Д..В, имеющий право первоочередного приема в детское дошкольное учреждение, не обеспечен местом в таком учреждении в пределах муниципального образования «Город Архангельск», какие-либо действия со стороны мэрии по урегулированию данного вопроса не предпринимались. Доказательств принятия необходимых мер по организации предоставления бесплатного дошкольногообразования сына заявителя в соответствующих учреждениях на территории городского округа со стороны заинтересованного лица не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложении на мэрию г. Архангельска обязанности принять К.Д..В в детское дошкольное учреждение в срок до 1 сентября 2011 г., так как именно на эту дату в силу приведенных выше положений Правил и Регламента производится формирование списка лиц, подлежащих зачислению в детские дошкольные учреждения г. Архангельска. Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить сыну заявителя место в тех детских дошкольных учреждениях, которые указаны в направленном в суд заявлении, поскольку действующее федеральное и региональное законодательство не содержит ограничений в части обеспечения поступления (зачисления) ребенка в детское дошкольное учреждение исключительно в рамках поименованных в заявлении родителей (законных представителей) учреждений. Более того, как следует из представленных документов, учет детей, подлежащих зачислению в детское дошкольное учреждение, ведется в целом по г. Архангельску в порядке очередности поступления от родителей (законных представителей) заявлений. Возможность указания в заявлении до 5 детских садов, в которые родители желали бы определить своего ребенка, носит рекомендательный характер и на законодательном уровне не закреплена. При рассмотрении вопроса предоставления места в детских садах комиссия может учесть перечень учреждений, указанных в заявлении родителей (законных представителей). С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в части возложения на мэрию г. Архангельска обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования К.Д..В путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: заявление К.Р.В. о возложении на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования К.Д..В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2011 г. Судья Н.В. Лобанова