Дело № 2-3373/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 28 июля 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе: председательствующего судьи Лобановой Н.В. с участием прокурора Лось Д.С. при секретаре Филипповой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов Т.Н.Е. к мэрии г. Архангельска о признании местом жительства <адрес>, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, установил: прокурор Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов Т.Н.Е. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о признании за истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории муниципального образования «Город Архангельск», возложении на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из состава семьи три человека, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте населенных пунктов муниципального образования «Город Архангельск», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указано, что Т.Н.Е.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, постановлением главы администрации Лешуконского района от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования, с ДД.ММ.ГГГГ проходит обучение в педагогическом колледже. В ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж, ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын П.. Длительное время проживает <адрес> в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее свекрови, - Т.Л.П., с которой ведет раздельное хозяйство, возвращаться в муниципальное образование «Лешуконское» не намерена. Право внеочередного предоставления жилого помещения на территории муниципального образования «Лешуконское» не реализовала. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил возложить на мэрию г. Архангельска обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение на территории муниципального образования «Город Архангельск», являющегося ее фактическим местом жительства. В ходе судебного разбирательства прокурор Лешуконского района Архангельской области заявленные требования уточнил. Просил признать местом жительства Т.Н.Е. <адрес>, признать за Т.Н.Е. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории муниципального образования «Город Архангельск», обязать мэрию г. Архангельска предоставить Т.Н.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из состава семьи один человек, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте населенных пунктов муниципального образования «Город Архангельск», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании участвующий в деле прокурор Лось Д.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Т.Н.Е.. заявленные требования поддержала. Пояснила, что с рождения проживала в с. Лешуконское, ее родители умерли в ДД.ММ.ГГГГ после их смерти передана под опеку знакомой. Несколько лет обучалась <адрес>, затем вернулась <адрес>. После окончания школы в ДД.ММ.ГГГГ поступила в профессиональное училище, с указанного времени постоянно проживает в г. Архангельске, ДД.ММ.ГГГГ создала семью, трудоустроилась, возвращаться в с. Лешуконское, где не имеет родственников, не намерена. О выделении ей по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений жилого помещения на праве социального найма знает, вселяться в данное жилое помещение не желает. Представитель мэрии г. Архангельска Т.Н.А. против удовлетворения исковых требований возражала. Ссылаясь на ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указала, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленных жилых помещений, обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм в порядке очередности по мере поступления денежных средств из областного бюджета. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления жилой площади), так и по месту временного пребывания. Т.Н.Е. в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в г. Архангельске не состоит. Поставлена на такой учет по месту первичного выявления - в муниципальном образовании «Лешуконский муниципальный район». В настоящее время обеспечена жилым помещением на праве социального найма в данном муниципальном образовании. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска Ч.С.Н. против удовлетворения иска возражала. В отзыве на иск указано, что местом первичного выявления и устройства под опеку Т.Н.Е.. является муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район». Постановлением главы администрации Лешуконского района от ДД.ММ.ГГГГ Т.Н.Е. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, на аналогичном учете в муниципальном образовании «Город Архангельск» не состоит. Полагала, что истец может реализовать право на внеочередное предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район». Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица министерство финансов Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. В направленном суду отзыве на исковое заявление указало, что законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, в связи с чем полагало министерство ненадлежащим ответчиком по заявленному спору. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзац 2 п. 1, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Статья 1 названного федерального закона под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимает лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 областного закона от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений областным законом могут наделяться органы местного самоуправления. Областным законом от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» (ст.ст. 45, 46) органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 49 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии с федеральными и областными законами, в частности, областным законом от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма». В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 6.1 областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. Как установлено в ходе рассмотрения дела, П.Н.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Ее отец П.Е.М. умер ДД.ММ.ГГГГ Мать истца М.Г.Е., в ДД.ММ.ГГГГ. решением Лешуконского районного суда Архангельской области лишенная родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Лешуконской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № П.Н.Е. передана под опеку К.А.Е., проживала в семье опекуна по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована по месту пребывания. Постановлением главы администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № П.Н.Е. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке. П.Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в <данные изъяты>, в настоящее время обучается в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ П.Н.Е. вступила в брак с Т.А.В., в связи с чем изменила фамилию на Т.А.Е.. Проживает <адрес>, которое принадлежит на праве личной собственности Т.Л.П., где с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства. Имеет сына П., ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям, представленным муниципальным образованием «Лешуконское» Т.Н.Е.. из сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на праве социального найма на территории муниципального образования «Лешуконское», не исключалась. Как следует из сообщения министерства образования, науки и культуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальным образованиям Архангельской области на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, ежегодно предусматривается выделение субвенций в размере, устанавливаемом областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Областным законом от 21.12.2010 г. № 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» утверждено Приложение № 14 «Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2011 год», во исполнение которого ДД.ММ.ГГГГ. денежные средства на данные цели перечислены муниципальным образованиям области. Перераспределение запланированных на 2011 г. денежных средств в виде субвенций между муниципальными образованиями действующим законодательством не предусмотрено. В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Вместе с тем, поскольку Т.Н.Е. в сводных списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по муниципальному образованию «Город Архангельск» не состояла, денежные средства на предоставление ей жилого помещения данному муниципальному образованию не выделялись, в связи с чем мэрия г. Архангельска не может нести ответственность за непредоставление истцу жилого помещения в 2011 г. на территории этого муниципального образования. Помимо изложенного, постановлением администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Т.Н.Е.. на праве социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. на состав семьи <данные изъяты> человека, включая Т.А.Е., Т.П.А. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Т.Н.Е.. родилась в ДД.ММ.ГГГГ и была впервые выявлена в ДД.ММ.ГГГГ как ребенок-сирота в <данные изъяты>, закрепленного за ней на каком-либо праве жилого помещения не имела, в связи с чем администрацией муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» поставлена на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории данного муниципального образования, на таком учете в муниципальном образовании «Город Архангельск» не состояла. На дату рассмотрения дела администрацией муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» принято решение о предоставлении Т.Н.Е. как лицу из числа детей-сирот жилого помещения на праве социального найма на состав семьи из трех человек, т.е. предусмотренное законом право истца на предоставление вне очереди жилого помещения реализовано. При таких обстоятельствах нежелание Т.Н.Е.. по каким-либо причинам вселяться в предоставленное ей жилое помещение само по себе не может служить основанием для возложения на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить ей жилое помещение на территории муниципального образования «Город Архангельск». С учетом изложенного, требования прокурора Лешуконского района Архангельской области о признании права Т.Н.Е. на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке на территории муниципального образования «Город Архангельск», возложении на мэрию г. Архангельска обязанности предоставить истцу жилое помещение, отвечающее изложенным в иске характеристикам, в срок до 31 декабря 2011 г. удовлетворению не подлежат. Разрешая требование прокурора Лешуконского района Архангельской области о признании местом жительства Т.Н.Е.. г. Архангельск, суд исходит из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абз. 3 ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (абз. 2 ст. 3 названного федерального закона). В силу ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежит нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы. Статья 265 ГПК РФ предусматривает возможность установления в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Согласно поквартирной карточке на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Т.Н.Е.. зарегистрирована в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ Как следует из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля Т.Л.П., данное жилое помещение принадлежит ей на праве личной собственности, Т.Н.Е. вселена в этот дом с ее согласия как член семьи сына Т.А.В. С семьей сына ведут раздельное хозяйство, вместе с тем, Т.Л.П. право пользования истцом данным жилым помещением признает, вопрос о ее выселении по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, не ставит. Из содержания искового заявления прокурора Лешуконского района Архангельской области следует, что правовой целью предъявления в судебном порядке требования о признании местом жительства Т.Н.Е.. г. Архангельск является признание за ней в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что данное право реализовано Т.Н.Е.. на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район», на дату рассмотрения дела то обстоятельство, что местом жительства истца является индивидуальный жилой дом в г. Архангельске, не оспаривает ни ответчик по делу, ни собственник этого помещения. Таким образом, оснований для защиты жилищных прав Т.Н.Е.. как лица из числа детей-сирот путем признания ее местом жительства г. Архангельск не имеется. С учетом изложенного, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов Т.Н.Е. к мэрии г. Архангельска о признании местом жительства г. Архангельск, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2011 г. Судья Н.В. Лобанова