Дело № 2-2733/2011 14 июля 2011 года Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В. при секретаре Крупцовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению К.М.Е. к агентству по труду и занятости населения Архангельской области о признании результатов служебной проверки недействительными, приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «О применении дисциплинарного взыскания» незаконным, УСТАНОВИЛ: К.М.Е. обратилась в суд с иском к агентству по труду и занятости населения Архангельской области (далее по тексту решения - Агентство) о признании результатов служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «О применении дисциплинарного взыскания» незаконным. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность начальника отдела правовой и кадровой работы. Приказом агентства от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями, внесенными в состав комиссии приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нее была назначена служебная проверка с временным отстранением от должности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л к ней применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за неисполнение обязанностей по организации и проведению правовой экспертизы проекта приказа №л от ДД.ММ.ГГГГ и ненадлежащем исполнении обязанностей по подготовке иных решений, связанных с организацией рабочего времени. Полагает, что служебная проверка проведена с нарушением порядка, предусмотренного п.п. 2-10 ст. 59 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В судебное заседание Истец не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, настаивала на удовлетворении иска. Представители ответчика Е.С.М., С.С.А., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласилась. Указали, что основанием для применения дисциплинарного взыскания к К.М.Е. послужило заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по результатам служебной проверки, служебная записка ведущего консультанта отдела правовой и кадровой работы Е.С.М. от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка главного специалиста-эксперта отдела бухгалтерского учета и отчетности К.О.Л. от ДД.ММ.ГГГГ «О расхождении в бухгалтерском и кадровом учете дней отпуска С.Е.Н.», объяснительная К.М.Е. По результатам служебной проверки комиссия приняла решение предложить руководителю Агентства рассмотреть вопрос о привлечении Истца к дисциплинарной ответственности. При применении дисциплинарного взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения Истцом своих должностных обязанностей. Считают, что права гражданского служащего при проведении служебной проверки и порядок применения дисциплинарного взыскания представителем нанимателя соблюдены в полном объеме. Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, оценив в совокупности с нормами действующего законодательства, допросив свидетелей, приходит к следующему. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон). В силу преамбулы Федерального закона, настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. При этом, исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Установлено, что истец проходит государственную гражданскую службу на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области. В соответствии с частью 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее по тексту решения Закон) за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2,подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. Приказом агентства по труду и занятости населения Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-л к К.М.Е., <данные изъяты>, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для применения дисциплинарного взыскания к К.М.Е. послужило заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по результатам служебной проверки, служебная записка ведущего консультанта отдела правовой и кадровой работы Е.С.М. от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка главного специалиста-эксперта отдела бухгалтерского учета и отчетности К.О.Л. от ДД.ММ.ГГГГ «О расхождении в бухгалтерском и кадровом учете дней отпуска С.Е.Н.», объяснительная К.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания установлен статьей 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Частью 2 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-л образована комиссия для проведения служебной проверки в отношении начальника отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области К.М.Е., с которым К.М.Е. была ознакомлена под роспись. Согласно ст. 59 Закона, служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. 2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. 3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. 4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. 5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. 6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. 7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку. 8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. 9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. 10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. Из материалов дела следует, что на время проведения служебной проверки К.М.Е., <данные изъяты>, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л была отстранена от исполнения обязанностей начальника отдела, что соответствует положениям пункта 7 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. Исполняющей обязанности начальника отдела правовой и кадровой работы на время проведения служебной проверки в отношении К.М.Е., назначена С.С.А., заместитель руководителя агентства по труду и занятости населения Архангельской области. В целях соблюдения пункта 5 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ членами комиссии для проведения служебной проверки назначены: Д.Т.В. - заместитель руководителя агентства по труду и занятости населения Архангельской области; Ц.Н.А. - заместитель начальника отдела трудоустройства и специальных программ; Г.Т.В. - начальник отдела профориентации и профессионального обучения; К.А.А. - специалист 1 разряда агентства по труду и занятости населения Архангельской области. Приказом агентства по труду и занятости населения Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-л в связи с выездом в служебные командировки государственных гражданских служащих Г.Т.В. и Ц.Н.А. в состав комиссии были введены: П.Е.С. - начальник отдела социального партнерства и трудовых отношений; К.Т.Е. - консультант отдела программ занятости и рынка труда. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, свидетельскими показаниями Г.Т.В. и Ц.Н.А.. В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ представителем нанимателя было затребовано от Истца объяснение в письменной форме, которое было ею представлено ДД.ММ.ГГГГ В ходе служебной проверки были установлены следующие обстоятельства. 1. <данные изъяты> К.М.Е. при рассмотрении проекта приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «О поощрении К.М.Е.», не организовала и не провела правовую экспертизу проекта данного приказа в нарушение пп. 11 п. 9, пп. 15 п. 11, п. 17 должностного регламента государственного гражданского служащего Архангельской области, начальника отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области, утвержденного руководителем агентства по труду и занятости населения Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ, с которыми К.М.Е. ознакомлена под роспись. Вследствие чего, проект был подготовлен с нарушением положений п. 3, 5, 6 Положения о Почетной грамоте и благодарности агентства по труду и занятости населения Архангельской области, утвержденного распоряжением агентства по труду и занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ №р, п. 9 Положения об общих условиях применения поощрений и вознаграждений за государственную гражданскую службу Архангельской области и выплаты единовременных поощрений государственным гражданским служащим Архангельской области, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-у. 2. Истец при рассмотрении табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за февраль 2011 года, листка нетрудоспособности ВЯ № не организовала надлежащим образом учет рабочего времени в агентстве в нарушение пп. 25 п. 11 должностного регламента, вследствие чего, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за февраль 2011 года и листок нетрудоспособности ВЯ № были оформлены с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ и п. 41 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 №514. 3. Истцом ненадлежащим образом исполняются должностные обязанности, указанные в должностном регламенте. По результатам служебной проверки было решено предложить руководителю Агентства рассмотреть вопрос о привлечении начальника правовой и кадровой работы К.М.Е. к дисциплинарной ответственности. Как указывалось выше, гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Закона N 79-ФЗ): знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Истец в обоснование своей позиции по делу в части оспаривания заключения служебной проверки указывает, что ей не предоставили возможность давать пояснения по обстоятельствам проверки, с результатами и заключением не была ознакомлена, в период временного отстранения ей поручалась работа в соответствии с должностным регламентом начальника отдела правовой и кадровой работы Агентства. Вместе с тем суд к данным доводам относится критически. Допрошенные в судебном заседании свидетели К.А.А., П.Е.С., К.Т.Е., Д.Т.В. пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Агентства С.С.А. приглашала к себе в кабинет К.М.Е. ознакомиться с заключением по служебной проверке в отношении нее, протоколом заседания комиссии по служебной проверке. С.С.А. было предложено К.М.Е. для ознакомления с документами 30 минут, в случае недостаточности времени могло быть предоставлено дополнительное время. К.М.Е. быстро просмотрела заключение, более подробно знакомиться отказалась, сославшись на недостаточное количество времени, о чем был составлен соответствующий акт. Суд принимает во внимание показания свидетелей, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с материалами дела. Кроме того, данные гражданские служащие, в силу п. 5 ст. 59 Закона, не были прямо или косвенно заинтересованы результатах служебной проверки. Допрошенные в судебном заседании свидетели Г.Т.В. и Ц.Н.А. пояснили, что являются членами комиссии по служебной проверке, однако не принимали участие в заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, так как находились в служебных командировках в районах Архангельской области. ДД.ММ.ГГГГ К.М.Е. было предложено представить письменные объяснения в рамках служебной проверки. Утверждение Истца о том, что служебная проверка была проведена в ее отсутствие, без при приглашения Ш.П.В., С.Е.Н., А.Е.А., К.О.Л.; она не была надлежащим образом ознакомлена с результатами служебной проверки; Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-л был отменен ДД.ММ.ГГГГ, на законность вынесения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ не влияет. В ходе рассмотрения дела заместитель руководителя Агентства С.С.А. пояснила, что заседание комиссии проводилось в соседнем кабинете от кабинета К.М.Е., она лично предложила Истцу пройти в ее кабинет, однако последняя отказалась, сославшись на то, что пояснения в письменном виде представлены. Желания ознакомиться с протоколом К.М.Е. не изъявила. Оснований не доверять пояснениям заместителя руководителя агентства у суда также не имеется, поскольку они последовательны, согласуются с материалами дела, показаниями свидетелей, Истцом не опровергнуты. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Закона N 79-ФЗ): знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Таким образом, Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ не предусмотрено право на обжалование заключения о результатах служебной проверки в суде, поскольку оно носит рекомендательный характер и имеет иной порядок обжалования. Между тем, доказательства обращения к ответчику за реализацией своего права на ознакомление с результатами служебной проверки или отказа в ознакомлении с данными материалами со стороны ответчика, истцом в судебное заседание не представлено. Истец заключение о результатах служебной проверки в соответствии с требованиями ст. 59 Федерального Закона не обжаловал. На основании изложенного у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований Истца о признании результатов служебной проверки недействительными. В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Архангельской области, начальника отдела правовой и кадровой работы агентства по труду и занятости населения Архангельской области, утвержденного руководителем Агентства 12.10.2010, с которым Истец была ознакомлена под роспись, к обязанностям начальника отдела правовой и кадровой работы Агентства относятся: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативное правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области и обеспечение их исполнения (пп. 1 п. 9); организация правовой экспертизы проектов приказов, распоряжений, инструкций, иных локальных правовых актов, писем правового характера, договоров, соглашений и других документов Агентства, организация работы по приведению их в соответствие с требованиями законодательства, участие в разработке и согласовании указанных проектов (пп. 15 п. 11); обязанность принимать участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений по вопросам, входящим в его компетенцию, в соответствии с должностным регламентом (п. 17). Распоряжением Губернатора Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждена Инструкция по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области (далее - Инструкция). В соответствии с п. 5.8. Инструкции проекты приказов по кадровым вопросам готовят кадровые службы на основании соответствующих представлений, Ответственность за подготовку проектов постановлений, распоряжений, приказов и их согласование несут руководители структурных подразделений, которые подготовили данный проект (п. 5.15 Инструкции). Учитывая, что в ходе служебной проверки было выявлено, что начальником правовой и кадровой работы К.М.Е. ненадлежащим образом исполняются должностные обязанности, указанные в должностном регламенте комиссией было предложено руководителю Агентства рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Истца. Приказом агентства по труду и занятости населения Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-л к К.М.Е., начальнику отдела правовой и кадровой работы, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. С данным приказом Истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, с применением к ней меры дисциплинарной ответственности не согласилась. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 3 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ). Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения. Состав дисциплинарного проступка включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект. При выборе меры дисциплинарного взыскания за неисполнение должностных обязанностей ответчиком приняты во внимание характер допущенного истцом нарушения, а также те обстоятельства, что издание приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «О поощрении К.М.Е.», вынесено с нарушением положений пунктов 3, 5, 6 Положения о Почетной грамоте и благодарности агентства по труду и занятости населения Архангельской области, утвержденного распоряжением агентства по труду и занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ №р, пункта 9 Положения об общих условиях применения поощрений и награждений за государственную гражданскую службу Архангельской области и выплаты единовременных поощрений государственным гражданским служащим Архангельской области, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 11 июня 2010 г. № 117-у; назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности ЕС.Е.Н. произведена с нарушением положений пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пункта 41 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт ненадлежащего исполнения истцом возложенных на нее служебным контрактом и должностным регламентом обязанностей по выполнению своих непосредственных обязанностейнашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 58 Федерального Закона, ответчиком соблюдены. В силу ч. 4 ст. 58 Закона в связи с проведением по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения Истцом по его вине возложенных на нее должностных обязанностей служебной проверки приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности мог быть издан не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, при этом мнение истца о качестве и сроках проведения такой проверки правового значения для правильного разрешения возникшего спора не имеет. Исходя из анализа вышеизложенных норм права, пояснений сторон, свидетелей, суд приходит к выводу, что об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку факт совершения истцом дисциплинарного проступка имел место, нарушений процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком не допущено. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования К.М.Е. к агентству по труду и занятости населения Архангельской области о признании результатов служебной проверки недействительными, приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л «О применении дисциплинарного взыскания» незаконным - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий И.В. Машутинская Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2011 года.