о предоставлении жилого помещения (2-2734)



Дело № 2 - 2734/2011                                                                              27 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре судебных заседаний Крупцовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г.Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Н.А.Б. к мэрии г. Архангельска, мэрии г. Северодвинска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Н.А.Б. обратилась в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что по заявлению матери в 1975 году была направлена в дом ребенка г. Архангельска. Мать родительских прав лишена не была, но участия в воспитании и материальном содержании не принимала, отец неизвестен. Право на жилое помещение за ней закреплено не было, на учете на внеочередное получение жилья не состоит. В настоящее время проживает в комнате 15,5 кв.м. <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> с супругом и дочерью. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности в равных долях супругу и дочери. Просила обязать ответчика - мэрию города Архангельска признать за ней статус оставшейся без попечения родителей, обязать ответчика включить в сводный список граждан для внеочередного предоставления жилого помещения по г. Архангельску, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из лиц их числа.

Истец Н.А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена мэрия г. Северодвинска.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Т.Н.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что у мэрии г. Архангельска нет законных оснований для обеспечения жилым помещением Н.А.Б., поскольку последняя в 1999 г. реализовала свое право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Ответчик мэрия г. Северодвинска в суд представителя не направил, извещен надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, представил письменный отзыв, указав, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истец, было предоставлено в 1999 году Н.В.Б., как работнику завода «Полярная звезда», на состав семьи из двух человек, включая Н.А.Б. В дальнейшем в порядке приватизации жилое помещение перешло в собственность Н.В.Б. (супруг) и Н.Ю.В. (дочь), в равных долях. Истец в приватизации не участвовала. Право на жилое помещение за истцом Н.А.Б. в г. Северодвинске закреплено не было.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства мэрии города Архангельска, С.Ю.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала позицию мэрии г. Архангельска.

Представитель правительства Архангельской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, указав, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере контроля за осуществлением органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма является Министерство образования, науки и культуры Архангельской области. Вопросы распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа и вопросы постановки внеочередного учета находятся в ведении органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, в суд не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя министерства, представил письменный отзыв, в котором указал, что комната в <адрес> была предоставлена в 1999 году Н.В.Б. на состав семьи из двух человек, включая Н.А.Б. В отношении указанной комнаты был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в который были включены Н.В.Б., Н.А.Б. и Н.Ю.В. В связи с чем полагает, что истец Н.А.Б. реализовала свое право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Третье лицо органы опеки и попечительства мэрии города Северодвинска в суд представителя не направили, извещены надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Н.А.Б. (до брака - Черемная) родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать Ч.М.М., отец - Ч.Б.А.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей ГОУ «Северодвинская специальная школа-интернат», была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат», была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище », проживала в общежитии учебного заведения.

По сообщению органа опеки и попечительства г. Архангельска Н.А.Б. (до брака - Черемная) в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в городе Архангельске не состоит (л.д. 36).

По сообщению мэрии г. Северодвинска право на жилое помещение за истцом Н.А.Б. в г. Северодвинске закреплено не было (л.д. 68).

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, определен в ст. 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ. Так, финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В последующем приобретаемые за счет средств субвенции жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего соответствующего муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно решению муниципального Совета Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» на территории муниципального образования Северодвинск, где проживает истец, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В настоящее время Н.А.Б. проживает в комнате 15,5 кв.м. <адрес> с супругом Н.В.Б. и дочерью Н.Ю.В.

Судом установлено, что указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности в равных долях Н.В.Б. и Н.Ю.В. Основание возникновения права долевой собственности - договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездной передачи в общую долевую собственность, заключенный между администрацией г. Северодвинска и Н.В.Л., действующим за себя и свою несовершеннолетнюю дочь Н.Ю.В. Истец Н.А.Б. была включена в договор социального найма указанного жилого помещения, от приватизации отказалась.

Таким образом, на сегодняшний день истец Н.А.Б. реализовала свое право на получение жилого помещения по договору социального найма, имеет жилое помещение для постоянного проживания. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.

Доводы Истца о том, что она не имеет в собственности какого-либо своего жилого помещения, в приватизации не участвовала, поскольку не подтвердила свое проживание на 1992 г., что послужило поводом обращения в суд, не принимаются судом во внимание.

В силу части 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.

В силу закона согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

Поскольку, на момент приватизации комнаты, Н.А.Б. имела равное с супругом, дочерью право пользования этой комнатой, отказавшись от участия в приватизации, она не отказывалась от права пользования комнатой, поскольку это право носит бессрочный характер.

Учитывая изложенное, право пользования жилым помещением, Истец не утратила и после перехода права собственности на него к супругу и дочери в равных долях по договору приватизации, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением.

Исходя из смысла и содержания указанных норм права, обстоятельств, установленных по делу, оснований для обязания ответчика - признать за ней статус оставшейся без попечения родителей, обязать ответчика включить в сводный список граждан для внеочередного предоставления жилого помещения по г. Архангельску, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из лиц их числа, Н.А.Б. во внеочередном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в иске Н.А.Б. к мэрии г. Архангельска, мэрии г. Северодвинска о предоставлении жилого помещения отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

                            И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2011 года.