2-3648/2011, об отмене решения конкурсной комиссии



Дело № 2-3648/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 августа 2011 г.                                                                                              г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Крупцовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление З.Д.В. к Управлению Судебного департамента в Архангельской области о признании незаконным конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, отмене решения конкурсной комиссии, возложении обязанности провести конкурс повторно,

установил:

З.Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Архангельской области, в котором просил отменить решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика провести второй этап конкурса повторно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявления указал, что участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы <данные изъяты> Управления Судебного департамента в Архангельской области, по результатам которого не рекомендован для назначения на данную должность. Указанное решение полагает незаконным, так как при организации конкурса ответчиком допущено нарушение требований п. 14 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденного указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112, предусматривающего извещение лиц, подавших заявление на участие в конкурсе, о дате проведения второго этапа конкурса не позднее, чем за 15 дней до назначенной даты. Невыполнение требований названного Положения не позволило истцу надлежащим образом подготовиться ко второму этапу конкурса - собеседованию, достойно ответить на вопросы конкурсной комиссии. В день проведения конкурса в связи с несогласием с его результатами обратился в комиссию по рассмотрению индивидуальных служебных споров Управления Судебного департамента в Архангельской области, однако его обращение комиссией не было рассмотрено.

В судебном заседании З.Д.В. заявленные требования уточнил. Просил признать незаконным состоявшийся ДД.ММ.ГГГГ конкурс на замещение вакантной должности <данные изъяты> Управления Судебного департамента в Архангельской области, отменить решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика повторно объявить и провести конкурс на замещение указанной должности.

Представители Управления Судебного департамента в Архангельской области П.А.Н. и К.Е.А. с заявленными требованиями не согласились. В направленном суду отзыве указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Российской газете и на официальном сайте Управления было размещено объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - главного специалиста отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов. Документы на участие в данном конкурсе были поданы несколькими лицами, в том числе, истцом. Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ конкурс признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ конкурс на замещение данной должности объявлен повторно, о чем в Российской газете и на официальном сайте Управления размещены соответствующие объявления. На участие в конкурсе поступили заявления Б.Л.Г., З.Д.В., С.Н.В. О дате и времени проведения второго этапа конкурса лица, подавшие заявления, извещались по телефону, что действующему законодательству не противоречит. Формальное нарушение ответчиком сроков такого извещения не повлияло на результаты конкурса, поскольку все лица, подавшие заявления, явились для участия в конкурсе, не сообщали конкурсной комиссии о недостаточности времени на подготовку к собеседованию. Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса признана Б.Л.Г., а З.Д.В., С.Н.В. признаны не прошедшими конкурс. В тот же день в Управление поступило заявление З.Д.В., адресованное комиссии по рассмотрению индивидуальных служебных споров, об отмене решения конкурсной комиссии и возложении обязанности провести второй этап конкурса повторно. На данное обращение заявителю дан ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ Указали, что рассмотрение споров, связанных с проведением конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, в полномочия комиссии по служебным спорам не входит. Полагали, что оспариваемое решение принято компетентным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и прав заявителя не нарушает.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Б.Л.Г. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что все конкурсанты находились в равном положении, о дате проведения второго этапа конкурса извещались телефонограммами, в связи с тем, что конкурс проводился повторно, дополнительного времени для подготовки к собеседованию не требовалось.

Допрошенная в качестве свидетеля Л.А.. суду показала, что занимает <данные изъяты> Управления Судебного департамента в Архангельской области, входит в состав конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы в качестве <данные изъяты>. Конкурс на вакантную должность <данные изъяты> Управления Судебного департамента в Архангельской области проводился дважды: в мае и июне 2011 г. После размещения объявления о проведении данного конкурса ДД.ММ.ГГГГ и подведении итогов первого этапа конкурса было принято решение о назначении даты проведения второго этапа конкурса на ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей сообщили ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ она по телефону известила об этом Б.Л.Г. и С.Н.В. До З.Д.В. смогла дозвониться только ДД.ММ.ГГГГ, так как его телефон был выключен. Все лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, приняли личное участие во втором этапе конкурса, заявили членам конкурсной комиссии, что хорошо знакомы с нормативными правовыми актами и должностным регламентом по занимаемой должности, на недостаток времени для подготовки к собеседованию не ссылались. После проведения конкурса на замещение данной должности в первый раз в мае 2011 г. З.Д.В. выражал сожаление о том, что члены конкурсной комиссии не задавали вопросы по нормативным правовым актам, регламентирующим круг служебных обязанностей по вакантной должности, и это обстоятельство не дало ему возможности показать свои знания по данному поводу. Истец также имел возможность ознакомиться с принципом работы компьютерной программы, с которой предстояло работать лицу, занявшему вакантную должность.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Л.А.., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 7, 11 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с названным федеральным законом.

Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ (далее по тексту - Положение от 01.02.2005 г.).

Согласно п.п. 2, 5 Положения от 01.02.2005 г. конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Пункт 6 Положения от 01.02.2005 г. предусматривает, что конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (п.п. 12, 14 Положения от 01.02.2005 г.).

Согласно п. 16 Положения от 01.02.2005 г. для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

Приказом начальника Управления Судебного департамента в Архангельской области от 26.01.2011 г. утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Управления Судебного департамента в Архангельской области (далее по тексту - Положение от 26.01.2011 г.), содержащее положения, аналогичные изложенным выше.

Согласно п.п. 14, 15 Положения от 26.01.2011 г. конкурсная комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии в количестве не менее 10 человек. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Состав конкурсной комиссии утвержден приказом начальника Управления Судебного департамента в Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ос и включает в себя: председателя комиссии М.А.Н., заместителя председателя комиссии П.А.Ю., секретаря комиссии Л.А.., членов комиссии К.В.Н., П.Е.Г., С.Н.В., П.Н.С., Р.И.Н., В.О.В., а также двух независимых экспертов.

Как следует из материалов дела, в Управлении Судебного департамента в Архангельской области открылась вакансия <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно должностному регламенту, утвержденному начальником Судебного департамента в Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ, названная должность относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» и в силу ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» подлежит замещению на конкурсной основе.

ДД.ММ.ГГГГ в Российской газете , на официальном сайте Управления размещено объявление о проведении конкурса на данную должность. Документы на участие в данном конкурсе были поданы, в числе прочих, З.Д.В. Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, конкурс признан несостоявшимся.

ДД.ММ.ГГГГ конкурс на замещение данной должности был объявлен повторно, о чем на сайте Управления Судебного департамента в Архангельской области и Российской газете размещены объявления, содержание которых отвечает требованиям 6 Положения от 01.02.2005 г.

С заявлениями об участии в конкурсе обратились Б.Л.Г., З.Д.В. и С.Н.В., которые решением от ДД.ММ.ГГГГ допущены к участию в конкурсе.

Второй этап конкурса состоялся ДД.ММ.ГГГГ, о чем лица, подавшие заявки, уведомлены телефонограммами.

Представленные документы свидетельствуют о том, что второй этап конкурса проведен при наличии кворума для принятия решений: из одиннадцати членов комиссии присутствовало девять, в том числе независимые эксперты Н.Н.Н., М.С.И., решения приняты большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии. Из содержания протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что З.Д.В. затруднился дать ответы на вопросы о правовых основах ведения судебного статистического учета, видах статистической отчетности. При этом кандидатом, признанным победителем конкурса, на подобные вопросы ответы даны правильные и полные.

Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса признана Б.Л.Г., с которой заключен контракт на замещение должности государственной гражданской службы. Уведомление о результатах конкурса направлено его участникам ДД.ММ.ГГГГ

Доводы истца о том, что в нарушение п. 14 Положения от 01.02.2005 г. о дате второго этапа конкурса он был извещен менее чем за 15 дней, что не позволило ему в полной мере подготовиться к задаваемым вопросам, судом отклоняются. Из протокола заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец заверил конкурсную комиссию в том, что изучил Инструкцию по судебной статистике, нормативные документы, регламентирующие исполнение должностных обязанностей по должности, на занятие которой он претендует, о недостаточности времени на подготовку к собеседованию не заявлял. О наличии данной вакансии З.Д.В. было известно с апреля 2011 г., он принимал участие в конкурсе на указанную должность в мае 2011 г., тогда же подходил в Управление для ознакомления со статистической программой, работа с которой входит в должностные обязанности <данные изъяты>, что подтверждается представленными материалами по проведению конкурса в мае 2011 г., показаниями свидетеля Л.А.., истцом в ходе разбирательства дела не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что формальное нарушение ответчиком сроков извещения о дате проведения второго этапа конкурса не повлекло нарушение прав истца. Он принял личное участие во втором этапе конкурса в форме собеседования, не был ограничен в возможности выразить свою позицию конкурсной комиссии, в том числе по поводу недостаточности времени для подготовки к участию в конкурсе, более того, заявил о хорошем знании необходимых для работы нормативных правовых документов.

Суд также находит заслуживающими внимание доводы ответчика о том, что решение о проведении конкурса в кратчайшие сроки было связано с необходимостью исполнения обязанностей по подготовке полугодовых отчетов, при определении даты второго этапа конкурса было принято во внимание, что лица, подавшие заявки на замещение вакантной должности, ранее уже принимали участие в конкурсе на данную должность и знакомы с предъявляемыми к участникам конкурса требованиями.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Суд также считает необходимым отметить, что отменить ненормативный акт, принятое решение вправе только орган или организация, их издавшие. В полномочия суда в соответствии с его компетенцией при разрешении индивидуальных трудовых споров входит проверка законности совершенных действий, принятых решений. При признании требований заявителя правомерными суд признает оспариваемое действие, решение незаконным, но не отменяет их.

Доводы истца о том, что его жалоба на решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ неправомерно не была рассмотрена комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров Управления Судебного департамента в Архангельской области, подлежат отклонению.

В соответствии с подп. 1 п. 15 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу. Согласно п. 23 Положения от 01.02.2005 г. по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса. Таким образом, споры о законности решения конкурсной комиссии подлежат рассмотрению непосредственно в суде.

Не рассмотрение обращения З.Д.В. комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров Управления Судебного департамента в Архангельской области не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и не препятствует его обращению в суд за защитой прав и законных интересов, которые он полагает нарушенными.

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления З.Д.В. к Управлению Судебного департамента в Архангельской области о признании незаконным конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, отмене решения конкурсной комиссии, возложении обязанности провести конкурс повторно отказать.

На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2011 г.

Судья                                                                                                                  Н.В. Лобанова