«06» июня 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Ногих Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.А.И. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Н.А.И. обратился в суд в с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении ему жилого помещения. Свои требования обосновал тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Ломоносовского территориального округа за ним было закреплено право на получение жилья в округе Варавино-Фактория в г. Архангельске. Решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в очередь на внеочередное получение жилья. После окончания ГОУ «Детский дом-школа №» ему была выделена комната в маневренном фонде по адресу: <адрес>. После службы в армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он получил временную регистрацию по указному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Комната находится в четырехкомнатной квартире, где проживает еще одна семья. В указанное жилое помещение его не пускают, он вынужден оплачивать коммунальные услуги, не проживая в нем. В связи с этим, просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Архангельска. Истец Н.А.И. в судебном заседание заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска К.Л.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании право истца на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством не оспаривала. Представитель органа опеки и попечительства - мэрии г. Архангельска Ш.О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и полагала необходимым иск удовлетворить. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. При этом в отзыве право Н.А.И. на обеспечение жилым помещением не оспаривало. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено и никем не оспаривается, что Н.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Его отец Н.И.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти Архангельского отдела ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом администрации Ломоносовского территориального округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу того, что Н.Г.В. имеет трех детей, воспитанием которых не занимается, ведет аморальный образ жизни, бродяжничает, нигде не работает, Н.А.И. был определен в дошкольный детский <адрес> и за ним закреплено право на жилое помещение в округе Варавино-Фактория в г. Архангельске. Решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Н.Г.В. лишена родительских прав в том числе в отношении сына Н.А.И. Решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Н.А.И. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. По состоянию на май 2011 года истец состоит в списке граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди по округу Варавино-Фактория под № 22. Решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Н.А.И., ему на состав семьи 1 человек, предоставлено жилое помещение из маневренного фонда Варавино-Фактория в виде комнаты жилой площадью 12,9 кв.м. в коммунальной <адрес>. Из сообщения службы заместителя мэра города по городскому хозяйству мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Н.А.И. числится в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади, состоящих на учете нуждающихся в администрациях территориальных округов мэрии города. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер в списке - 115. Таким образом, в процессе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались. Как видно из поступивших на запрос суда сведений, в настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, т.е. по адресу воинской части 06017, в которой ранее проходил военную службу. При этом какие-либо жилые помещения Н.А.И. не предоставлялись. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46). Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств. Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям. Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения). Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения). Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2). Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4). Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8). Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9). Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 10). Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом изложенного, истец, обладающая соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Н.А.И. Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Н.А.И. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска предоставить Н.А.И. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2011 года.