о признании нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-2409/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«09» июня 2011 года                                                                            город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.П. к мэрии г. Архангельска о признании нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Л.А.П. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о признании нуждающейся в жилом помещении. Свои требования мотивировала тем, ответчик неправомерно отказал ей в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях как вдове ветерана Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) по тому основанию, что она обеспечена жилым помещением более учетной нормы общей площади на одного человека. Отказ ответчика был обоснован тем, что истец является членом семьи дочери К.Т.В. - собственника 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 55,4 кв.м. То есть на двоих с дочерью истец обеспечена общей площадью 27,7 кв.м, что более учетной нормы по г. Архангельску на 3,7 кв.м, поскольку решением Архангельского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади на одного человека. Полагая свои права нарушенными, она обратилась в суд с данным иском.

Истец Л.А.П., ее представитель К.Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. При этом Л.А.П. обращала внимание на то, что не имеет права на то жилое помещение, в котором в настоящее время проживает. При вселении зять истца - К.Б.П., являющийся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, пояснил, что разрешает проживать ей в квартире временно, она должна будет нести расходы по оплате коммунальных услуг, соблюдать сложившийся порядок проживания. При этом ей были выделены диван, тумбочка, телевизор в общей комнате. Поскольку Л.А.П. самостоятельного права на данную квартиру не имеет, она ограничена в общении со своими родственниками, знакомыми, т.к. зять возражает против их визитов в данную квартиру. В связи с этим, не имея жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности, проживая в квартире дочери и зятя без самостоятельного права на нее, не ощущая морального благополучия, считает себя нуждающейся в жилом помещении и просила признать ее таковой.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Х.Я.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Не оспаривая факт того, что истец является вдовой участника ВОВ, полагала невозможным признать ее нуждающейся в жилом помещении, т.к. она обеспечена общей площадью жилого помещения, превышающей установленную учетную норму 12 кв.м. В обоснование пояснила, что истец является членом семьи К.Т.В. - собственника 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 55,4 кв.м. Следовательно, при решении вопроса о нуждаемости истца в жилом помещении, согласно требованиям жилищного законодательства, необходимо учитывать приходящуюся на долю ее дочери К.Т.В. общую площадь <адрес> Поскольку при таких обстоятельствах на долю Л.А.П. приходится 13,8 кв.м общей площади, то оснований признать ее нуждающейся в жилье не имеется. В связи с этим, просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон о ветеранах) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшими на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Исходя из буквального толкования данной нормы права, следует, что обязательным условием для получения такой меры социальной поддержки как обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ является его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Как усматривается из материалов дела, Л.А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника ВОВ, ветераном ВОВ, инвалидом 2 группы, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона о ветеранах, что подтверждается копиями удостоверения серия Б от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверения серия Г от ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, она является инвалидом второй группы по общему заболеванию (справка серии МСЭ-005 ).

Разрешая вопрос о нуждаемости Л.А.П. в улучшении жилищных условий, суд исходит из следующих обстоятельств.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, Л.А.П. зарегистрирована и проживает в жилом помещении - <адрес> в <адрес>, общей площадью 55,4 кв.м.

Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы и проживают ее дочь К.Т.В. и зять К.Б.П., что подтверждается копией карточки квартиросъемщика.

Согласно копиям свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (серия <адрес> и серия <адрес>) К.Т.В. и К.Б.П. являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение каждый.

Принимая во внимание, что Л.А.П. является матерью К.Т.В., они проживают в одном жилом помещении, то применительно к положениям ч. 1 ст. 31 ЖК РФ их следует считать членами одной семьи.

Исходя из вышеизложенного, при определении нуждаемости истца в жилом помещении необходимо учитывать приходящуюся на долю К.Т.В. общую площадь жилого помещения, одним из собственников которого она является.

Поскольку общая площадь всего жилого помещения - <адрес> составляет 55,4 кв.м., то на долю К.Т.В. приходится 27,7 кв.м. Являясь членом ее семьи и проживая вместе с ней в указанном жилом помещении, на долю Л.А.П. приходится 13,85 кв.м, что превышает учетную норму жилого помещения - 12 кв.м., установленную Решением Архангельского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается исследованными доказательствами, что истец Л.А.П. обеспечена жилым помещением и общая площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности члену ее семьи, превышает норму учета на одного человека.

Соответственно, ответчик правомерно отказал ей в признании нуждающейся в жилом помещении.

При этом доводы истца о необходимости увеличить данную учетную норму жилого помещения до 14 кв.м. общей площади на человека, как это установлено в некоторых других субъектах Российской Федерации, правого значения не имеют, т.к. решение указанного вопроса не входит в компетенцию суда.

Поскольку действующее законодательство не устанавливает исключений для каких-либо категорий граждан при определении нуждаемости в жилом помещении, не имеется законных оснований для признания таковой Л.А.П. при обеспеченности общей площадью жилого помещения сверх учетной нормы, несмотря на ее активное участие в общественной жизни города Архангельска, желание проживать отдельно от дочери и ее семьи.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований по иску Л.А.П. к мэрии г. Архангельска о признании нуждающейся в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                            Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года.