о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2394/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«14» июня 2011 года                                                                                город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Л.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.Д.В., С.В.В. к муниципальному образованию «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

истцы К.Л.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.Д.В., С.В.В., а также К.А.В. и К.Е.Н. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Архангельск» о предоставлении жилых помещений в виде двух двухкомнатных квартир, не менее 45 кв.м. общей площади по 15 кв.м. на каждого члена семьи, исходя из нормы предоставления, установленной Решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на наличие лиц разного пола. Свои требования мотивировали тем, что при решении вопроса о предоставлении им взамен занимаемого и признанного непригодным для проживания жилого помещения - двух комнат № <адрес>, вопрос об улучшении их жилищных условий не рассматривался. Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ истцы состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списках общей очереди; проживание в одном жилом помещении двух самостоятельных семей затруднительно; С.В.В. является инвалидом 3 группы; несовершеннолетнему К.Д.В. поставлен диагноз бронхиальная астма.

В процессе судебного разбирательства истцы уточнили требования и просили обязать ответчика предоставить К.Л.С., К.Д.В., С.В.В., на состав семьи из трех человек, жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, не менее 45 кв.м. общей площади - по 15 кв.м. на каждого, исходя из нормы предоставления, установленной Решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом от представителя истца К.А.В. - К.Л.С., действующей на основании доверенности, и от истца К.Е.Н. было представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от исковых требований к ответчику. Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ их отказ от иска к мэрии г. Архангельска в части обязания ответчика предоставить истцам на состав семьи из трех человек жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, не менее 45 кв.м. общей площади - по 15 кв.м. общей площади на каждого, исходя из нормы предоставления, установленной Решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, был принят судом и производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании истец К.Л.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К.Д.В., ее представитель М.Т.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом их уточнения поддержали. При этом пояснили, что поводом обращения в суд является то, что С.В.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общей очереди. При этом в течение 5 лет она находится первой в списках общей очереди. Несмотря на это, жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий ей предоставлено не было, хотя своего жилья не имеет. Более того, между ней и нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, К.А.В. заключено соглашение об определении порядка и размера участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Б.Е.М., действующая на основании доверенности, иск не признала. В обоснование возражений ссылалась на то, что обеспечение жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся, осуществляется строго в порядке очередности и возможно только при наличии свободного муниципального жилья, отвечающего необходимым требованиям. Поскольку с 1995 года благоустроенные жилые помещения нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, состоящим на учете в общей очереди, не предоставлялись, в списках очередников по другим округам г. Архангельска имеются лица, принятые на учет ранее С.В.В., оснований для предоставления ей жилого помещения не имеется. Иное бы нарушало установленный порядок очередности и противоречило закону.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика МУ «ИРЦ», своего представителя в суд не направило, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Как следует из положений ч. 1 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Из материалов дела усматривается, что истцы К.Л.С., С.В.В., несовершеннолетний К.Д.В. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> по условиям договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ .

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ на мэрию г. Архангельска возложена обязанность предоставить К.А.В. на состав семьи шесть человек включая К.Л.С., К.Е.Н., С.В.В., К.Д.В., К.Я.А. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска жилой площадью не менее 42,1 кв.м., общей площадью не менее 61 кв.м., расположенное в черте города Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке. Указанное решение вступило в законную силу, но не исполнено.

Кроме того, в процессе судебного разбирательства установлено, что истец С.В.В. с составом семьи 6 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г. Архангельска с ДД.ММ.ГГГГ в списках общей очереди. На дату выдачи справки (л.д. - 9), т.е. ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди - 1.

Разрешая требования истцов о возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение Сегнет В.В. в порядке улучшения жилищных условий, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон) учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона, принятые на учет граждане включаются уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - книга учета), форма которой утверждается указом Губернатора Архангельской области и которую ведет данный орган местного самоуправления.

На основании ч. 1, 2 и 4 ст. 8 Закона, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда предоставляются на основании правового акта органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, а жилые помещения в домах государственного жилищного фонда - на основании правового акта соответствующего органа государственной власти.

По договорам социального найма жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что С.В.В. обоснованно была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органом местного самоуправления по месту ее жительства - администрацией Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г. Архангельска.

В связи с этим, она имеет право на предоставление жилого помещения в границах населенного пункта, т.е. в пределах города Архангельска, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

Вместе с тем, выявленное свободное благоустроенное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, подлежит распределению тому лицу, который имеет право на предоставление жилья в границах города Архангельска, был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее остальных и достиг на момент распределения жилого помещения номера 1 в списке общей очереди.

При этом решение указанных вопросов распределения жилых помещений отнесено к компетенции городской жилищной комиссии.

Согласно п. 1.2. Положения о городской жилищной комиссии, утв. Постановлением мэра г. Архангельска от 21.11.1996 № 256, она образуется в мэрии города в целях единообразного применения жилищного законодательства, рассмотрения разногласий между окружными общественными жилищными комиссиями при мэрии города и организациями по вопросам постановки граждан на учет по улучшению жилищных условий, распределения жилых помещений и другим вопросам.

В силу п. 2 упомянутого Положения, городская жилищная комиссия рассматривает следующие вопросы: распределение вновь построенного жилого фонда; распределение жилого фонда, переданного организациями, ведомствами и предприятиями в муниципальную собственность; рассмотрение и утверждение предложений окружных общественных жилищных комиссий по использованию освобождаемого благоустроенного жилого фонда и др.

Как усматривается из материалов дела, в Маймаксанском территориальном округе в общей очереди состоит семья К.Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ, при этом в списке лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, состоит 51 семья и более 80 домов признаны непригодными для проживания (сообщение от ДД.ММ.ГГГГ ).

Из сообщения администрации Октябрьского территориального округа мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списке общей очереди по Октябрьскому территориальному округу под номером 1 состоит Г.Г.Р. с 1962 года, при этом в общей очереди она достигла в 1995 году. При этом 92 семьи, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, приняты на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ. В списке на предоставление жилья во внеочередном порядке состоят 133 человека и 52 дома в установленном порядке признаны непригодными для проживания.

Согласно письму администрации Соломбальского территориального округа мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ , на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма состоит 23 семьи, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Под № 1 в округе состоит Ш.Т.Л. - дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, при этом под № 1 она состоит с 1995 года. В списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади, в округе в настоящее время состоит 488 семей. На территории округа 40 домов, отнесены к категории непригодных для проживания, подлежащих расселению и сносу.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время каждое выявленное благоустроенное свободное муниципальное жилое помещение подлежит распределению городской жилищной комиссией лицам, имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения спора выявлены лица, которые имеют право на обеспечение муниципальным жилым помещением вне очереди или приняты на учет в общую очередь ранее С.В.В., права последней не нарушены. Указанное исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд отвергает доводы представителя К.Л.С. о том, что указанные сведения могут не отражать фактическое положение вещей и не свидетельствуют о наличии у стоящих в списке общей очереди под № 1 в администрациях территориальных округов права на обеспечение жильем на момент рассмотрения спора в суде, т.к. они являются голословными и ничем не подтверждены.

Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 5 Закона, в обязанности уполномоченного органа местного самоуправления входит проведение ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств их неисполнения или исполнения ненадлежащим образом сторона истца не представила.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования К.Л.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.Д.В., С.В.В. к муниципальному образованию «Город Архангельск» об обязании предоставить на состав семьи из трех человек (С.В.В., К.Л.С., К.Д.В.) жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, не менее 45 кв.м. общей площади - по 15 кв.м общей площади на каждого, исходя из нормы предоставления, установленной Решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                                  Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года.