Дело № 2-3856/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 16 августа 2011 г. г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Лобановой Н.В., при секретаре судебного заседания Крупцовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление К.С.В. об оспаривании решения мэрии г. Архангельска об отказе в выдаче разрешения на строительство, установил: К.С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа управления административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> и возведенного на нем жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. данный дом был поврежден в результате пожара, по своему техническому состоянию не пригоден для проживания. ДД.ММ.ГГГГ обратился в управление административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника управления административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска сообщил об отказе в выдаче разрешения на строительство по причине того, что принадлежащий заявителю земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки (2-3 этажной, секционной). Полагает данный отказ незаконным, поскольку им представлены все документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В судебном заседании К.С.В. и его представитель С.Т.А.заявление поддержали по приведенным основаниям. Представитель мэрии г. Архангельска Б.В.А. против удовлетворения заявления возражал. Пояснил, что К.С.В. обратился в управление административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, представив требуемые законом документы. При рассмотрении заявления было установлено противоречие планировочной схемы организации земельного участка градостроительному плану земельного участка, утвержденному распоряжением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, что в силу п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Архангельск» район, где расположен принадлежащий заявителю земельный участок, предназначен для секционной малоэтажной застройки, в связи с чем разрешение на строительство индивидуального жилого дома К.С.В. выдано быть не может. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В силу п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2011 г.) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Согласно подп. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. В соответствии с п. 2.2.12 Положения о департаменте градостроительства мэрии г. Архангельска, утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 29.12.2005 г. № 371, департамент является отраслевым органом мэрии города, который принимает, рассматривает заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и приложенные документы, готовит проект разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) либо уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт). Согласно п. 3.1.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «подготовка и выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства» в случае отсутствия полного комплекта документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с п. 2.8 Регламента, необходимых для получения разрешения на строительство, а также несоответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, заинтересованному лицу отказывается в выдаче разрешения на строительство и в срок не более 10 дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения на строительство уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство подписывает начальник либо заместитель начальника управления административно-технического контроля. Как установлено в ходе рассмотрения дела, К.С.В. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно кадастровому паспорту земельного участка указанный участок отнесен к землям населенных пунктов, видом его разрешенного использования является эксплуатация жилого дома (индивидуальная жилая застройка). На этом земельном участке расположен жилой дом, находящийся в собственности заявителя, который пострадал в результате пожара, собственник принял решение о строительстве нового дома взамен имеющегося. ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. обратился в управление административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска с заявлением о выдаче разрешения на строительство трехэтажного индивидуального жилого дома по указанному адресу, представив необходимые документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщено об отказе в выдаче разрешения на строительство по причине того, что согласно Генеральному плану муниципального образования «Город Архангельск», утвержденному решением Архангельского городского Совета депутатов от 26.05.2009 г. № 872, его земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки (2-3 этажной секционной), в связи с чем процент застройки в границах земельного участка составляет ноль процентов. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Мотивом отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем К.С.В. земельном участке является то обстоятельство, что согласно Генеральному плану муниципального образования «Город Архангельск», утвержденному решением Архангельского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки (2-3 этажной секционной), строительство индивидуальных жилых домов в данном районе не предусмотрено. В связи с изложенным градостроительным планом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> утвержденным распоряжением и.о. мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен нулевой процент застройки. Как следует из названного решения, Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск» принят в целях обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования «Город Архангельск», развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. В силу п. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Отнесение Генеральным планом муниципального образования «Архангельск» зоны, в границах которой расположен принадлежащий заявителю земельный участок, к зонам малоэтажной жилой застройки (2-3 этажной секционной) предполагает возведение в этой зоне жилых домов для удовлетворения потребности в жилье не только собственника земельного участка и членов его семьи, но и иных граждан, членов их семей путем строительства многоквартирных жилых домов. Вместе с тем, на собственника земельного участка - физического лица - обязанность по решению жилищной проблемы лиц, проживающих на территории муниципального образования «Город Архангельск», возложена быть не может. В силу подп. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения. В материалы дела не представлено доказательств того, что уполномоченным органом принято решение о реализации Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск» путем строительства в районе, где расположен принадлежащий К.С.В. земельный участок, малоэтажных многоквартирных жилых домов и изъятия в связи с этим земельных участков, находящихся в собственности граждан, для муниципальных нужд. В силу ст. 219 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Право собственности заявителя на земельный участок, зарегистрированное в установленном законом порядке не оспорено. Разрешенное использование земельного участка - эксплуатация жилого дома (индивидуальная жилая застройка) - отражено в свидетельстве о праве собственности на земельный участок и кадастровом паспорте земельного участка, изменения в данные документы в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск» не вносились. На дату возникновения права собственности К.С.В. на земельный участок подобных ограничений в его использовании установлено не было. Одновременно с подачей ДД.ММ.ГГГГ заявления о выдаче разрешения на строительство К.С.В. представлен полный пакет требуемых документов, что представителем заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности отказа управления административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска в выдаче К.С.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. С учетом изложенного на управления административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска надлежит возложить обязанность выдать К.С.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, если для этого не имеется препятствий иного рода. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление К.С.В. об оспаривании решения мэрии г. Архангельска об отказе в выдаче разрешения на строительство удовлетворить. Признать отказ управления административно-технического контроля департамента градостроительства мэрии г. Архангельска в выдаче К.С.В. разрешения на строительство незаконным и обязать мэрию г. Архангельска выдать К.С.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, если для этого не имеется препятствий иного рода. На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2011 г. Судья Н.В. Лобанова