о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета



Дело № 2-4072/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«17» августа 2011 года                                                                              город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Коваленко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.О.Р. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета,

УСТАНОВИЛ:

Ш.О.Р. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» (далее - ООО «Связькабельстрой-2») о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета. В обоснование иска указала, что ООО «Связькабельстрой-2» была произведена корректировка платежей за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы на сумму 11246 руб. 00 коп. Полагая, что данная корректировка была произведена ответчиком с нарушением порядка расчета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , считает данные действия незаконными.

Истец Ш.О.Р., извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик ООО «Связькабельстрой-2», извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика МУ «Информационно-расчетный центр» (далее - МУ «ИРЦ») направил письменное мнение по иску и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

ОАО «Территориальная генерирующая компания » (далее - ОАО «ТГК-2»), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

Исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Ш.О.Р. на основании договора социального найма (номер лицевого счета) от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения - трехкомнатной <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,7 кв.м., жилой площадью 34,7 кв.м.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Связькабельстрой-2» и собственниками жилых помещений <адрес> в <адрес> был заключен договор управления многоквартирным домом. Приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.

В ноябре 2010 года истец получил квитанции по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы на сумму 11246 руб. 00 коп.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Частью 4 ст.155 ЖК РФ определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Пунктом 15 Правил определено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, вышеуказанная норма права содержит прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.

Из положений п.п. «а» п. 19 Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Под корректировкой следует понимать разницу между выставленными счетами за поставленную ОАО «ТГК-2» тепловую энергию по технической нагрузке конкретного дома, и начисленными населению платежами по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, утвержденным решением Архангельского городского совета депутатов.

В силу п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Из положений данной правовой нормы следует, что метод определения количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь, учитываются согласно Приложению к Правилам при расчете размера платы за коммунальные услуги.

В данном случае, корректировка платежей за потребленную тепловую энергию не была обусловлена изменением тарифов по оплате коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация при определении количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение <адрес>, в котором отсутствуют приборы учета, исходила из иных нормативов потребления коммунальных услуг, чем установленные органами местного самоуправления, что и явилось причиной образования разницы в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что проведение корректировки платежей исходя из поставленной ОАО «ТГК-2» тепловой энергии по технической нагрузке конкретного дома, а не из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг является нарушением прав граждан потребителей коммунальных услуг. В связи с чем, действия ООО «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы являются незаконными.

При таких обстоятельствах ООО «Связькабельстрой-2» обязано исключить корректировку платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы из лицевого счета истца.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем с ООО «Связькабельстрой-2» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ш.О.Р. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета -удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей, произведенных Ш.О.Р. за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» исключить сумму корректировки платежей за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы из лицевого счета Ш.О.Р..

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» в доход местного бюджета государственную пошлину 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                    Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2011 года.