Дело № 2-2509/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года г.Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Масловой С.А., при секретаре судебных заседаний Крупцовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.И.Н к Военному комиссариату Архангельской области о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии и ее индексации, установил: К.И.Н обратился в суд с указанным иском к Военному комиссариату Архангельской области, сославшись на то, что является получателем пенсии за выслугу лет Министерства обороны России с ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение действующего законодательства ему назначена и выплачивается пенсия не из сохраненного должностного оклада по 32 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50%, а по 27 тарифному разряду, что нарушает его право на пенсионное обеспечение. В связи с чем просит признать неправомерным исчисление пенсии за выслугу лет с применением оклада по 27 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50%, обязать Военный комиссариат производить расчет и выплату пенсии из сохраненного должностного оклада по 32 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50%, а также произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать в Военного комиссариата Архангельской области недополученную часть пенсии. В ходе рассмотрения дела истец исковые требования в части взыскания недополученной части пенсии неоднократно увеличивал, окончательно попросив взыскать недополученную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77 496 руб. 90 коп. Истец К.И.Н, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в предварительном судебном заседании иск поддерживал по изложенным в нем основаниям. Представитель истца З.А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что на момент увольнения оклад истца определялся по 32 тарифному разряду, и он имел право на получение социальной поддержки - дополнительно 1,5 оклада по воинской должности. Уточнил, что пенсия за ДД.ММ.ГГГГ выплачена его доверителю до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в размер требований входит в том числе перерасчет пенсии за ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика З.А.В. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что К.И.Н Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был перемещен в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности «<данные изъяты> на должность <данные изъяты> с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 года и получением оклада по ранее занимаемой воинской должности, соответствующего 32 тарифному разряду. Вместе с тем по должности <данные изъяты> увеличение должностного оклада не предусмотрено, т.к. данная должность не относится к перечню должностей ядерного оружейного комплекса, определяемых Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563. Таким образом, пенсия по сохраненному должностному окладу может быть назначена истцу, но без 50% увеличения. А с увеличением оклада на 50 % пенсия может быть исчислена по последней штатной должности «<данные изъяты>, соответствующей 27 тарифному разряду. Возражений против арифметической правильности расчета истца не высказал, пояснил, что расчет произведен с учетом индексации. Подтвердил, что пенсия за ДД.ММ.ГГГГ на день рассмотрения дела уже выплачена К.И.Н, в связи с чем в период перерасчета пенсии может быть включен и ДД.ММ.ГГГГ. Третье лицо Центр финансирования специальных программ, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило возражения по иску, согласно которым с иском не согласилось, е возражениях на иск начальник Центра ФИО8 с исковыми требованиями не согласился. Указал, что должность <данные изъяты>, которую занимал истец, входит в перечень должностей военнослужащих, по которым осуществляются виды деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563. Оклад по указанной должности в соответствии со штатом части установлен по 27 тарифному разряду. При переводе К.И.Н с должности <данные изъяты> на должность с меньшим должностным окладом, за ним было сохранено право на получение оклада по ранее занимаемой должности, а также право на исчисление пенсии в соответствии с абзацем вторым подпункта 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941. В связи с чем К.И.Н выплачивался в период военной службы в должности <данные изъяты> не штатный оклад по 27 тарифному разряду, а сохраненный - по 32 тарифному разряду, с увеличением в 1,5 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ право на получение пенсии из выплачиваемых на день увольнения сохраненных окладов, в том числе с увеличением, не предусмотрено. Таким образом, К.И.Н имеет право выбора исчисления пенсии: из оклада по последней штатной должности по 27 тарифному разряду с увеличением в 1,5 раза, или из сохраненного оклада по 32 тарифному разряду по воинской должности <данные изъяты>, но без увеличения в 1,5 раза. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 1 Закона Российской Федераии от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные им распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов…, и семьи этих лиц. В соответствии со ст. 5 Закона лица, указанные в статье 1, приобретают право на пенсии за выслугу лет либо по инвалидности. Статья 6 Закона указывает, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. В силу ст. 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В ходе рассмотрения дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ К.И.Н проходил службу в должности <данные изъяты> с должностным окладом по 32 тарифному разряду. Приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от занимаемой должности и назначен на должность <данные изъяты> с меньшим должностным окладом в интересах службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 и получение оклада по ране занимаемой воинской должности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 года №305. В последующем К.И.Н перемещался на другие должности с сохранением права на получение оклада и исчисление пенсии по 32 тарифному разряду. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволен из Вооруженных сил Российской Федерации с должности <данные изъяты>. По занимаемым К.И.Н должностям в войсковых частях <данные изъяты> в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1563 предусмотрено установление оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада как военнослужащему, непосредственно участвующему в одном из видов деятельности, указанных в Перечне должностей военнослужащих, по которым осуществляются виды деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563. Денежное довольствие по занимаемым воинским должностям исчислялось и выплачивалось истцу из сохраненного должностного оклада по 32 тарифному разряду с учетом его увеличения в 1,5 раза. С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия Министерства Обороны Российской Федерации в сумме 30 894 руб. 10 коп. из оклада по последней должности, соответствующего 27 тарифному разряду, с увеличением в 1,5 раза. Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей сторон, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах дела, и сторонами не оспариваются. Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к следующим выводам. Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (п. 1). Подпунктом "г" пункта 3 названного Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Подпунктом "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Исходя из содержания приведенных выше правовых норм право на получение социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", возникает при наличии следующих условий: во-первых, участие в видах деятельности, указанных в перечне; во-вторых, вхождение организаций и воинских частей, где осуществляются эти виды деятельности, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. При этом названный Указ Президента Российской Федерации не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам, в связи с чем следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. .. и их семей", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 (ред. от 15 февраля 2011 года) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с которыми пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Истец был уволен с должности «заместитель начальника научно-исследовательского отдела войсковой части 77510», которая входит в перечень должностей военнослужащих, по которым осуществляются виды деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, в связи с чем он имеет право на назначение пенсии из оклада по воинской должности, увеличенного в 1,5 раза. Право истца на получение пенсии из оклада, увеличенного в полтора раза, ответчиком, третьим лицом не оспаривается, и, кроме того, не может быть поставлено в зависимость от применяемого при расчете пенсии должностного оклада. Относительно размера должностного оклада, который должен применяться при назначении пенсии К.И.Н, суд исходит из следующего. В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу … и их семей» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 года №941 (ред. от 15 февраля 2011 года) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Пунктом 8 указанного Постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. Согласно абз. 1 пп. «а» п.9 Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8, следует включать: оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. Абзацем 2 пп. «а» п.9 Постановления предусмотрено, что при увольнении с военной службы офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. Поскольку все условия, перечисленные в абз. 2 пп «а» п.9 Постановления, при увольнении К.И.Н соблюдены, суд считает, что назначаемая ему пенсия должна исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую он занимал до перевода на должность с меньшим должностным окладом, то есть соответствующего 32 тарифному разряду. При этом, суд учитывает, что право истца на исчисление пенсии по окладу ранее занимаемой должности, то есть по 32 тарифному разряду, закреплено в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2002 года № 0887 о переводе истца в интересах службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на должность с меньшим должностным окладом. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение пенсии из сохраненного оклада, соответствующего 32 тарифному разряду, увеличенному в полтора раза. Довод ответчика и третьего лица о том, что увеличение оклада по занимаемой ранее истцом должности <данные изъяты> Указом Президента Российской Федерации не предусмотрено, не имеет значения при разрешении возникшего спора, поскольку для назначения истцу пенсии имеет значение только размер должностного оклада, а не должность, при переводе с которой указанный оклад был сохранен. При таких обстоятельствах суд признает неправомерным исчисление пенсии К.И.Н с применением должностного оклада по 27 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50 %, и полагает необходимым обязать Военный комиссариат Архангельской области выплачивать истцу пенсию исходя из сохраненного должностного оклада по 32 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50 %. Поскольку судом признаны неправомерными действия Военного комиссариата Архангельской области по назначению К.И.Н пенсии, требование истца о взыскании недополученной части пенсии также подлежит удовлетворению. Расчет задолженности пенсии, представленный истцом (не опровергнутый ответчиком, третьим лицом), судом проверен, является правильным. Задолженность, согласно данному расчету, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 77 496 руб. 90 коп. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, исходя из размера исковых требований. Таким образом, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 2 724 руб. 91 коп. (2 524 руб. 91 коп. по требованию имущественного характера + 200 руб. по требованию неимущественного характера). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск К.И.Н к Военному комиссариату Архангельской области о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии и ее индексации удовлетворить. Признать неправомерным исчисление Военным комиссариатом Архангельской области пенсии К.И.Н с применением должностного оклада по 27 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50 %. Обязать Военный комиссариат Архангельской области произвести перерасчет пенсии К.И.Н, исходя из сохраненного должностного оклада по 32 тарифному разряду с учетом его увеличения на 50 %. Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу К.И.Н недоплаченную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77 496 (Семьдесят семь тысяч четыреста девяносто шесть) руб. 90 коп. Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 724 (Две тысячи семьсот двадцать четыре) руб. 91 коп. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2011 года. Председательствующий С.А. Маслова Председательствующий п/п С.А. Маслова Верно Судья С.А. Маслова