Дело № 2 - 3545/2011 02 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Якивчук С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора в интересах Л.Н.Т. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л: Котласский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Л.Н.Т. с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Л.Н.Т. является участником Великой Отечественной войны и относится к категории военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, а также является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет права и льготы, установленные статьями 14,17 Федерального Закона «О ветеранах». Постановлением администрации Муниципального образования «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № он был признан нуждающимся в жилых помещениях и принят на учет нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени органы государственной власти право на получение мер социальной поддержки за ним не признают и не включают его в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Полагал действия ответчика незаконными. В судебное заседание Котласский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Истец Л.Н.Т. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В отзыве на иск ответчик исковые требования не признал. Указал, что поскольку полученная Л.Н.Т. инвалидность не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» только в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Кроме того, полагал, что истцом были совершены действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а именно дарение квартиры сыну. Третье лицо Государственное казенное учреждение «Отделение социальной защиты населения по г. Котласу» в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Третье лицо администрация Муниципального образования «Город Котлас» в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») предусмотрены такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу пункта 4 статьи 17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.Т. было выдано удостоверение серии № №, в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах». Актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Л.Н.Т., проживающий в <адрес> нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку он проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Постановлением администрации Муниципального образования «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № Л.Н.Т., являющийся собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 38,2 кв.м., и проживающий в данном жилом помещении с составом семьи <данные изъяты> человек, принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Доводы ответчика о том, что поскольку инвалидность Л.Н.Т. не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, то меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со статьей 17 ФЗ «О ветеранах» только в случае выселения истца из занимаемого служебного жилого помещения, не заслуживают внимания в связи со следующим. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Л.Н.Т. в ДД.ММ.ГГГГ года бессрочно была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ - № №, выданной Бюро МСЭ г. Котласа Федерального государственного учреждения «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» ДД.ММ.ГГГГ. В удостоверение истца серии № №, выданном Л.Н.Т. ДД.ММ.ГГГГ, также были внесены изменения и указано, что он имеет право на льготы, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах». Данная отметка была исполнена в строгом соответствии с положениями пункта 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69. Данным пунктом Инструкции предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», предоставляются на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Соответственно, Л.Н.Т., являясь участником Великой Отечественной войны из числа указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», имеет право на установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки. При этом, являясь инвалидом второй группы по общему заболеванию, он также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 ФЗ «О ветеранах». Доводы представителя ответчика о невозможности распространения на истца положений статьи 14 ФЗ «О ветеранах» в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию, что не предусмотрено статьей 4 ФЗ «О ветеранах», не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно части 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 ФЗ «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2. Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников Великой Отечественной войны из числа лиц, поименованных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах» для инвалидов войны. Л.Н.Т., имея право на установленные для участников Великой Отечественной войны меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом второй группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 ФЗ «О ветеранах», включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок). Пунктом 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части). Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (пункт 16 Порядка). Согласно пункту 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области. В силу пункта 20 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство. Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Л.Н.Т. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения при условии его нуждаемости в жилых помещениях, в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, ответчиком оспаривается факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, поскольку им были совершены действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Разрешая вопрос о нуждаемости Л.Н.Т. в улучшении жилищных условий, суд исходит из следующих обстоятельств. Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Жилищным Кодексом Российской Федерации и Областным законом от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма". Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением главы администрации Муниципального образования «Котлас» от 24 августа 2005 года № 990 «Об установлении на территории Муниципального образования «Котлас» учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Статьей 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Одновременно с этим в соответствии с частью 8 статьи 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № Л.Н.Т. является собственником <адрес> в <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №. Из пунктов 1 - 3 договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Л.Н.Т. (Даритель) и Л.С.Н. (Одаряемый) следует, что даритель безвозмездно передает в собственность, а одаряемый принимает в собственность однокомнатную квартиру общей площадью 33,7 кв.м., жилой площадью 18,1 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит дарителю по праву собственности на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Котласском муниципальном арендном предприятии «БТИ» и записанного в реестровой книге под № № от ДД.ММ.ГГГГ. Одаряемый принимает в дар от дарителя указанную квартиру. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что до истечения пятилетнего срока с момента отчуждения Л.Н.Т. принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения и приведшие к ухудшению его жилищных условий, он не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ссылки истца на мотивы совершенной сделки и на то, что в подаренном Л.С.Н. жилом помещении он фактически не проживал, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения при разрешении вопроса о его нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л: в удовлетворении исковых требований Котласского межрайонного прокурора в интересах Л.Н.Т. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Мотивированное решение составлено 08 августа 2011 года Копия верна Судья Н.С. Моисеенко