2-3564/2011 о понуждении к включению в список получателей субсидии



Дело № 2 - 3564/2011                         02 августа 2011 года

                                               Р Е Ш Е Н И Е                                 Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Якивчук С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Т.Е.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

                                             у с т а н о в и л:

прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд в интересах Т.Е.И. с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что Т.Е.И. является участником Великой Отечественной войны и относится к категории военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, а также является инвалидом первой группы по общему заболеванию и имеет права и льготы, установленные статьями 14,17 Федерального Закона «О ветеранах». Приказом администрации территориального округа Майская горка мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени органы государственной власти право на получение мер социальной поддержки за ним не признают и не включают его в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Полагал действия ответчика незаконными.

В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска П.И.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

Истец Т.Е.И. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В отзыве на иск ответчик исковые требования не признал. Указал, что поскольку полученная Т.Е.И. инвалидность не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» только в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения.

          Третье лицо Государственное казенное учреждение «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Ранее в судебном заседании представитель с заявленными требованиями не согласился, указав, что Т.Е.И. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и должен быть снят с очереди, поскольку на него и членов его семьи приходится более установленной учетной нормы жилого помещения в г. Архангельске.

          Представитель третьего лица администрации территориального округа Майская горка мэрии г. Архангельска С.Г.В., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

          Третье лицо В.Л.Е. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») предусмотрены такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу пункта 4 статьи 17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.И. было выдано удостоверение серии , в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах».

Актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Т.Е.И., проживающий в неблагоустроенном <адрес> в г. Архангельске нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку он проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Приказом администрации территориального округа Майская горка мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.И., являющийся собственником жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> общей площадью 61,2 кв.м., и проживающий в данном жилом помещении с составом семьи <данные изъяты> человек, принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

         Вместе с тем, третьим лицом оспаривается факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, поскольку при оценке нуждаемости лица в улучшении жилищных условий должна учитываться суммарная площадь всего имеющегося жилья. Таким образом, обеспеченность жилой площадью истца и членов его семьи составляет 22,6 кв.м. (90,3 кв.м. : 4), что превышает размер учетной нормы площади.

        Разрешая вопрос о нуждаемости Т.Е.И. в улучшении жилищных условий, суд исходит из следующих обстоятельств.

        Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

        1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

        2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

        3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

        4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

         При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.                    

          В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.И. является собственником 1 - этажного жилого дома, общей площадью 61,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

          Согласно справке Муниципального учреждения «Информационно - расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ , домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>

          Справкой Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения «Российский Государственный Центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное Бюро технической инвентаризации» Архангельский филиал от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что за В.Л.Е. зарегистрировано жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес>, на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.

         В соответствии с техническим паспортом общая площадь <адрес> составляет 90,3 кв.м., а жилая площадь - 49,8 кв.м.

         Из справки Товарищества собственников жилья «Майский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в <адрес> в <адрес> фактически проживают вместе с собственником В.Л.Е. также ее муж В.В..Н и сыновья В.И.В. и В.К.В.

Статьей 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

          Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 года № 14 разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

          а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

         б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

          При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

          При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).

         Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

          Истец Т.Е.И. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что его дочь В.Л.Е. имеет свою семью - мужа и сыновей, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Он проживает один в неблагоустроенном доме, который построил сам.

          Из пояснений третьего лица В.Л.Е. следует, что она с рождения зарегистрирована в <адрес> <адрес>. Данный дом принадлежит на праве собственности её отцу Т.Е.И. После вступления в брак в ДД.ММ.ГГГГ она фактически не проживает в этом доме. Первоначально проживала в квартире супруга, расположенной по адресу: <адрес>. Позднее она с семьей проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В дальнейшем её семья приобрела четырехкомнатную <адрес>, общей площадью 90,3 кв.м., жилой площадью 61,4 кв.м. В доме Т.Е.И. она и её сыновья имеют только регистрацию. Фактически они все вместе проживают в <адрес>. Жить вместе с отцом они не могут. В связи с чем, отец проживает один. Так как отец имеет преклонный возраст и неважное здоровье за ним ухаживает и помогает по дому их знакомая К.Т.П. Совместного хозяйства с отцом они не ведут.

          Допрошенный в судебном заседании свидетель К.Т.П. показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года ухаживает и помогает по дому Т.Е.И., который один проживает в деревянном, неблагоустроенном доме. За это он платит ей <данные изъяты> руб. 00 коп. в месяц. Она приходит к нему пять дней в неделю с <данные изъяты>. Она осуществляет уборку дома и двора, готовит пищу, выносит бытовые отходы, ходит в магазин за продуктами и предметами бытовой химии. Деньги на продукты и иные покупки дает ей Т.Е.И., а она после возвращения из магазина предъявляет ему кассовые чеки и отдает оставшиеся денежные средства. Родственники посещают Т.Е.И. не часто.

         Свидетель В.И.В. в судебном заседании показал, что Т.Е.И. является его дедушкой. Зарегистрирован он в жилом доме, который принадлежит на праве собственности Т.Е.И. Фактически же он с родителями и братом В.К.В. проживает в <адрес> в <адрес>. Они переехали жить в эту квартиру, когда он учился в пятом классе, а точной даты он не помнит. Дом, в котором живет его дедушка, деревянный и неблагоустроенный. Дедушка живет один. За ним ухаживает и помогает ему по дому К.Т.П.Совместного хозяйства с дедушкой они не ведут.

         Из пояснений свидетеля Х.М.Д. следует, что примерно с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время в первом подъезде <адрес> проживает семья В.Л.Е. Данную семью он знает, поскольку сам проживает в данном доме в <адрес> некоторое время работал в нем слесарем.

          Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель Б.Е.П. показала, что является соседкой Т.Е.И. Дом, в котором проживает Т.Е.И., деревянный, без удобств. Проживает истец один. Помогать ему по дому приходит женщина. Его дочь со своей семьей проживают от него отдельно в квартире на <адрес>.

          Исследовав представленные суду доказательства, оценив их в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что В.Л.Е. не является членом семьи собственника Т.Е.И., поскольку, имея собственную семью, постоянно не проживает в доме, принадлежащем на праве собственности её отцу, а сохраняет по указанному адресу регистрацию, которая является административным актом и сама по себе не порождает права на жилое помещение.

          В связи с чем, при определении уровня обеспеченности жилой площадью истца и членов его семьи не подлежит учету общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельск, <адрес>, принадлежащего на праве собственности В.Л.Е.

         При таких обстоятельствах, доводы третьего лица о том, что Т.Е.И. не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищный условий, внимания не заслуживает, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

            Довод ответчика о том, что поскольку инвалидность истца не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со статьей 17 ФЗ «О ветеранах» только лишь в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Принимая во внимание, что истец является собственником жилого помещения, в котором проживает, факт его выселения из служебного жилого помещения не установлен, то основания для предоставления ему жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствуют.

Указанные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, т.к. они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Из материалов дела следует, что Т.Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается копией справки МСЭ - , выданной Филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» ДД.ММ.ГГГГ.

В удостоверение истца серии , выданном Т.Е.И. ДД.ММ.ГГГГ также были внесены изменения и указано, что он имеет право на льготы, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах».

Данная отметка была исполнена в строгом соответствии с положениями пункта 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Данным пунктом Инструкции предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», предоставляются на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Соответственно, Т.Е.И., являясь участником Великой Отечественной войны из числа указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», имеет право на установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки. При этом, являясь инвалидом первой группы по общему заболеванию, он также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 ФЗ «О ветеранах».

Доводы представителя ответчика о невозможности распространения на истца положений статьи 14 ФЗ «О ветеранах» в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию, что не предусмотрено статьей 4 ФЗ «О ветеранах», не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно части 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 ФЗ «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2.

Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников Великой Отечественной войны из числа лиц, поименованных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах» для инвалидов войны.

Т.Е.И., имея право на установленные для участников Великой Отечественной войны меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом первой группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 ФЗ «О ветеранах», включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

Пунктом 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (пункт 16 Порядка).

Согласно пункту 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

В силу пункта 20 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство.

Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Т.Е.И. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

исковые требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Т.Е.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить Т.Е.И. в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                   Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 08 августа 2011 года

Копия верна

Судья                                                                                                   Н.С. Моисеенко