2-3187/2011 о признании права на получение мер социальной поддержки



Дело № 2 - 3187/2011                            29 июля 2011 года

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                         Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Якивчук С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.В.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением,

                                                        у с т а н о в и л:

Т.В.М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.

         В обоснование заявленных требований указала, что она получает меры социальной поддержки на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ удостоверения , согласно которому имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Приказом администрации территориального округа Майская горка мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, считает, что она подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Вместе с тем, ответчик не признает за ней право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в рамках реализации данного Указа Президента РФ.

         Истец Т.В.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

         Представитель истца Ф.А.Н., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные Т.В.М. требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.

         Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В представленном в суд отзыве с иском не согласился, указал, что истец относится к категории лиц из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, которую законодатель не идентифицирует с участниками Великой Отечественной войны в полном объеме. Полагает, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат. Кроме того, считает с ДД.ММ.ГГГГ семья Т.В.М. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и должна быть снята с очереди, поскольку на нее и членов её семьи приходится более установленной учетной нормы жилого помещения в г. Архангельске.

       Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» К.В.И., действовавший на основании доверенности, с заявленными истцом исковыми требованиями не согласился.

        Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

        В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

       Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Т.В.М. является получателем мер социальной поддержки на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ удостоверения , согласно которому имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма).

       Приказом администрации территориального округа Майская горка мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Т.В.М., проживающая в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с составом семьи 3 человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

        Вместе с тем, ответчиком и третьим лицом оспаривается факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, поскольку при оценке нуждаемости лица в улучшении жилищных условий должна учитываться суммарная площадь всего имеющегося жилья. Таким образом, обеспеченность жилой площадью истца и членов его семьи составляет 13,2 кв.м. (31,3 кв.м. + 8.4 кв.м. : 3), что превышает размер учетной нормы площади.

        Разрешая вопрос о нуждаемости Т.В.М. в улучшении жилищных условий, суд исходит из следующих обстоятельств.

        Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

        1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

        2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

        3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

        4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

         При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.                    

          В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Т.В.М. является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в отдельной <адрес>, общей площадью 31,3 кв.м., в том числе жилой площадью 17,3 кв.м.

          Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства помимо нанимателя Т.В.М. также ее дочь В.Л.Ф. и внучка В.Л.В.

          Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ В.Л.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 16,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

          Статьей 69 ЖК РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

           Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 года № 14 разъяснено, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

            К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

           При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.

           Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

           Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).

            В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

         Из пояснений представителя истца Ф.А.Н. следует, что несовершеннолетняя В.Л.В. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> своей матери В.Л.Ф. без истребования согласия наймодателя. В.Л.Ф. со своей дочерью В.Л.В. проживают в данном жилом помещении совместно с Т.В.М. Вместе с тем, совместного хозяйства с ней не ведут. С апреля 2010 года В.Л.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 16,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

         Свидетель В.Л.Ф. в судебном заседании показала, что В.Л.В. является её дочерью. В феврале 2000 года она зарегистрировала дочь в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. До 2008 года она вместе с супругом и дочерью проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. С 2008 года в связи с фактическим прекращением брачных отношений она вместе с дочерью стала проживать в жилом помещении по месту их регистрации. Вместе с ними в данном жилом помещении проживает Т.В.М. С истцом они общего хозяйства не ведет, имеют раздельный бюджет, не несут общих расходов на приобретение продуктов питания, не имеют имущества для совместного пользования. Помощь Т.В.М. оказывает социальный работник.        

          Исследовав представленные суду доказательства, оценив их в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что В.Л.В. не является членом семьи нанимателя Т.В.М.

          В связи с чем, при определении уровня обеспеченности жилой площадью истца и членов его семьи не подлежит учету доля общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельск, <адрес>, принадлежащая на праве общей долевой собственности В.Л.В.

         При таких обстоятельствах, доводы ответчика и третьего лица о том, что Т.В.М. не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищный условий, не может быть принят судом во внимание, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

          Довод ответчика о том, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

          В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

          Названный указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи со вступлением в силу Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

         Вместе с тем, согласно положениям части 8 статьи 154 вышеупомянутого закона, установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

          На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон), инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

           Как видно из материалов дела, Т.В.М., имеющей статус лица - бывшего несовершеннолетнего узника фашизма и признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией справки серии МСЭ - ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро МСЭ по Архангельской области».

           Соответственно, Т.В.М., получая установленные для бывших несовершеннолетних узников фашизма меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом третьей группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 Закона, включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

           Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца, статус которого приравнен к статусу инвалидов Великой Отечественной войны, в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714.

           В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

          Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

          Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

          Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

         В силу пункта 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

         Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (пункт 16 Порядка).

         Согласно пункту 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

         При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

        Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (пункт 20 Порядка).

        В связи с чем, Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

        При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

        На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                                  р е ш и л:

исковые требования Т.В.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением - удовлетворить.

        Признать за Т.В.М. право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                        Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 03 августа 2011 года

Копия верна

Судья                                                                                                        Н.С. Моисеенко