2-3224 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3224/2011       19 июля 2011 года

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Октябрьский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Крупцовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.М.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец К.М.А. обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку. Мать К.З.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей: К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ обучался в Емецкой восьмилетней вспомогательной школе, с 1986 года в ГОУ «Соломбальская специальная (коррекционная) школа-интернат».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год К.М.А. находился на воспитании в ГОУ Архангельской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Емецкая вспомогательная школа-интернат».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище » и находился на полном государственном обеспечении.

С 1996 г. в связи с отсутствием места жительства проживал в школе-интернате, с 1997 года переехал в Сийский монастырь. В 2000 году переехал в г. Нарьян-Мар, где женился и зарегистрировался по месту жительства супруги. В 2006 году после развода с женой уехал в г. Архангельск, где после второго брака проживает с женой и дочерью в муниципальной комнате коммунальной квартиры. В квартире, в которой была зарегистрирована его мать, он регистрации не имел, право на предоставление жилого помещения не было за ним закреплено, жильем обеспечен не был. Просил обязать мэрию города Архангельска, включить его в сводный список граждан для внеочередного предоставления жилого помещения по г. Архангельску; предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субвенции областного бюджета.

Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявил.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Т.Н.А., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала, что Истец не состоит в Сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях. Дополнительно пояснила, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-«сирот», детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области.

Представитель Органа опеки и попечительства по Соломбальскому округу г.Архангельска С.Ю.А., правомерность требований Истца не оспаривала.

Третьи лица Правительство Архангельской области и Министерство образования, науки и культуры, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей, представили письменные отзывы на иск, в которых с исковыми требованиями не согласились, поскольку вопросы распределения денежных средств и вопросы постановки и ведения внеочередного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находятся в ведении органов местного самоуправления.

Суд, заслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.

К.М.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС г. Архангельска. Мать несовершеннолетнего К.М.А., К.З.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец К.А.А., воспитанием ребенка не занимался, совместно с ним не проживал, в свидетельство о рождении сведения о нем внесены со слов матери. Сведения о лишении К.А.А. родительских прав в отношении несовершеннолетнего К.М.И. отсутствуют.

С 1978 года К.М.А., согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ по делу , был передан на попечение органов опеки и попечительства. Из справки Департамента образования и науки Администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГКононов М.А. находился на воспитании в Емецкой вспомогательной школе-интернате на полном государственном обеспечении. Далее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище » и находился на полном государственном обеспечении.

С 1996 г. в связи с отсутствием места жительства проживал в школе-интернате, с 1997 года переехал в Сийский монастырь. В 2000 году переехал в г. Нарьян-Мар, где женился и был зарегистрирован по месту жительства супруги. В 2006 году после развода уехал в г. Архангельск.

Согласно ответу Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от ДД.ММ.ГГГГ, К.М.А. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не состоит, жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» за ним не закреплялось.

ДД.ММ.ГГГГ К.М.А. заключил брак с М.Т.А., совместно с которой и с дочерью К.А.М. проживает в муниципальной комнате коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,07 кв.м., общей 12,40 кв.м.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец относился к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и, как следствие, имел право на предоставление установленных в законодательстве для данной категории граждан мер социальной поддержки.

В связи с чем, требование истца о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Законом Архангельской области от 21 декабря 2010 года №243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» (Принят Архангельским областным Собранием депутатов, в ред. от 11.02.2011 года № 250-19-ОЗ) утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2011 год», которое определяет условия и порядок осуществления в 2011 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании данного Закона, Постановлением главы муниципального образования от 04 февраля 2011 года № 47 утверждено положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2011 год бюджету муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Архангельск" на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (пункт 8).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (пункт 9).

Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).

В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

При определении площади жилого помещения подлежащего предоставлению истцу, необходимо исходить из установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» нормы предоставления жилого помещения по договора социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить истца жилым помещением в связи с тем, что Истец не включен в Сводный список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего жилищного законодательства обеспечение вне очереди жилым помещениям категории граждан, к числу которых относится истец, не ставится в зависимость от каких-либо условий.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать мэрию г. Архангельска включить истца, как обладающего соответствующим статусом, в Сводный список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, поскольку Истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины за подачу иска в суд в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования К.М.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска включить К.М.А. в Сводный список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма и предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу К.М.А. государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2011 года.