Дело № 2-2799/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 05 июля 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Гулевой Г.В., при секретаре Журавлевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч.В.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, установил: Ч.В.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, в феврале 2010 года обратился в администрацию МО «Хозьминское» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, соответствующим решением комиссии был признан нуждающимся. Вопрос о выделении субсидии на приобретение благоустроенного жилья в г. Вельске был направлен в Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, однако, письмом заместителя министра от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Полагает отказ незаконным, в связи с чем просил признать отказ заместителя министра недействительным, а также обязать ответчика включить его в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с плохим состоянием здоровья. Представитель истца по доверенности Л.В.А. уточнил заявленные требования, указав, что требование о признании недействительным отказа не поддерживает. Остальные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что в настоящее время истец находится в ГУ «Хозьминский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по договору возмездного оказания услуг. Причиной нахождения в интернате является не только нуждаемость истца в уходе, но и невозможность проживания в своем доме, где отсутствуют нормальные условия: требуется капитальный ремонт печей, крыльца, отсутствует водоснабжение, ванная, канализация. Доводы министерства о том, что ветеранам жилье может быт предоставлено только в случае их выселения из служебного жилого помещения считает не основанными на законе. В предварительном судебном заседании представитель ответчика по доверенности Б.А.Б. с иском не согласился, указав, что требования истца не основаны на законе, поскольку он в настоящее время проживает в социальном учреждении, а ранее занимал частный дом, кроме того, истец не является инвалидом, в следствие чего льгота по предоставлению субсидии ему также не может быть предоставлена. В основное судебное заседание ответчик своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 4 ст. 17 Закона «О ветеранах», военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ч.В.М. было выдано удостоверение серии И №, в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа. Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Решением заседания жилищной комиссии МО «Хозьминское», от ДД.ММ.ГГГГ Ч.В.М., проживающий в ГУ «Хозьминский дом-интернат для престарелых и инвалидов», признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из материалов дела следует, что на праве частной собственности Ч.В.М. принадлежит деревянный одноэтажный <адрес>, с печным отоплением, общей площадью 50 кв.м; дому необходим ремонт, капитальный ремонт печей, крыльца, в доме отсутствует горячая вода, водопровод, ванная, канализация. В настоящее время на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключенного с ГУ «Хозьминский дом-интернат для престарелых и инвалидов», истец принят на социальное обслуживание, при этом ежемесячная плата за стационарное социальное обслуживание составляет 75% от размера ежемесячной пенсии (примерно 25000 рублей). Не оспаривая факт признания Ч.В.М. нуждающимся в жилом помещении, ответчик ссылался на то, что поскольку инвалидность в связи с полученным ранением на фронте у истца не установлена, то меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» только лишь в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Принимая во внимание, что истец является собственником жилого помещения, в котором проживал до помещения в социальное учреждение, в настоящее время проживает в социальном учреждении, факт его выселения из служебного жилого помещения не установлен, то основания для предоставления ему жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствуют. Указанные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права. Соответственно, Ч.В.М., будучи участником ВОВ, имеет право на установленные в ст. 17 Закона меры социальной поддержки. Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2, и остальных поименованных в пп. 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714. В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок). В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части). Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (п. 16 Порядка). Согласно п. 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (п. 20 Порядка). Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Ч.В.М. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Ч.В.М. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить Ч.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Г.В. Гулева Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2011 года.