о возложении обязанности включить в список граждан - получателей субсидии



Дело № 2-4229/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«30» августа 2011 года                                                                               город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Коваленко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноборского района Архангельской области в интересах П.О.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан - получателей субсидии,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Красноборского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах П.О.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан - получателей субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что П.О.П. является бывшей несовершеннолетней узницей фашистских концлагерей, имеет соответствующее удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ отделением социальной защиты населения по Красноборскому району. Постановлением администрации МО «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ П.О.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет справку об инвалидности 3 группы по общему заболеванию. Таким образом, истец подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Посокльку П.О.П. не включена в список граждан - получателей субсидии из числа ветеранов ВОВ, членов смей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, прокурор Красноборского района вынужден был обратиться в суд с данным иском.

ДД.ММ.ГГГГ от прокурора Красноборского района в суд поступило заявление об уточнении исковых требований. При этом прокурор просил обязать ответчика включить П.О.П. в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В судебное заседание прокурор, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, просив рассмотреть дело в свое отсутствие.

Истец П.О.П., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Ответчик министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области своего представителя в суд не направило, ходатайствовав о рассмотрении спора в его отсутствие и представив письменный отзыв. В отзыве ответчик указала на несогласие с заявленными исковыми требованиями. По его мнению, истец относится к категории лиц из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, которую законодатель не идентифицирует с участниками ВОВ в полном объеме. Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика администрация МО «Алексеевское» в суд своего представителя не направило, представив письменный отзыв. В отзыве указало, что против удовлетворения исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Красноборскому району» в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как усматривается из материалов дела, П.О.П. получает меры социальной поддержки на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ удостоверения , согласно которому имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма).

Постановлением администрации МО «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ П.О.П., зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поскольку ни ответчик, ни иные участвующие в деле лица не оспаривали факт нуждаемости истца в жилом помещении и он подтвержден имеющимися в материалах дела документами, суд признает его установленным.

Не ставя под сомнение нуждаемость П.О.П. в жилом помещении, представитель ответчика ссылался на то, что истец не включен в список граждан - получателей субсидии в 2011 году из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат. Федеральный закон «О ветеранах» наделяет бывших узников фашизма правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет, но не идентифицирует их с участниками ВОВО, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Данные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Названный указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно положениям ч. 8 ст. 154 вышеупомянутого закона, установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

На основании пп. 4. п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон), инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как видно из материалов дела, П.О.П., имеющая статус лица - бывшего несовершеннолетнего узника фашизма и признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, П.О.П., получая установленные для бывших несовершеннолетних узников фашизма меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом 3 группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона, включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца, статус которого приравнен к статусу инвалидов ВОВ, в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714.

При этом разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 № 10496-СК/07, на которые ссылался представитель ответчика, при разрешении данного дела применению не подлежат, т.к. не являются нормативно-правовым актом. Более того, Министерство регионального развития Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения для реализации отдельными категориями граждан своих прав и свобод, закрепленных в федеральном законе.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (п. 16 Порядка).

Согласно п. 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (п. 20 Порядка).

Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, П.О.П. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Красноборского района Архангельской области в интересах П.О.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан- получателей субсидии - удовлетворить.

Обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить П.О.П. в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                                    Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2011 года.