«30» августа 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Коваленко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Ю.М. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей субсидии, УСТАНОВИЛ: З.Ю.М. обратился в суд с иском к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей субсидии. В обоснование исковых требований указал, что является участником, ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее - ветеран ВОВ), И.В.О. 2 группы. Ему было выдано удостоверение, в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные ст. 14 и ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Постановлением администрации МО «Шадреньгское» № от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список участников, ветеранов ВОВ по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в предоставлении З.Ю.М. меры социальной защиты в виде обеспечения жильем было отказано по тем основаниям, что категория участников ВОВ, к которой относится истец, обеспечивается жильем только в случаях выселения из занимаемых ими служебных помещений. Кроме того, поскольку его инвалидность приобретена не вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного при защите Отечества, а по общему заболеванию, то предусмотренные в ст. 14 Закона льготы на него не распространяются. Не согласившись с позицией министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, истец обратился в суд с данным иском и просил признать просил признать отказ ответчика в предоставлении ему субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить его в единый областной реестр лиц, имеющих право на получение федеральной субсидии на приобретение жилья. Истец З.Ю.М., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Представитель истца Н.Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Ответчик министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика КГУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому району» в суд своего представителя не направило, представив письменный отзыв. В отзыве просили в удовлетворении иска отказать, полагая решение министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области об отказе в предоставлении истцу меры социальной поддержки законным. Заслушав пояснения представителя истца, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании пп. 4. п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон), инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу п. 4 ст. 17 Закона, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения Как усматривается из материалов дела, в марте 2004 года З.Ю.М. было выдано удостоверение серии ВВ №, в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные ст. 14 и ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Постановлением администрации МО «Шадреньгское» № от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список участников, ветеранов ВОВ по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в предоставлении З.Ю.М. меры социальной защиты в виде обеспечения жильем было отказано по тем основаниям, что его инвалидность приобретена не вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного при защите Отечества, а по общему заболеванию, в связи с этим, предусмотренные в ст. 14 Закона льготы на него не распространяются. Отказ ответчика суд считает незаконным, так как он основан на неверном толковании норм материального права. Как видно из материалов дела, З.Ю.М. бессрочно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Бюро МСЭ г. <данные изъяты> В удостоверение истца серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ была внесена отметка о том, что он имеет право на льготы по ст. 14 Закона. Данная отметка была исполнена в строгом соответствии с положениями п. 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утв. Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69, согласно которым права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в п.п. 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Поскольку правомерность внесения данной записи в удостоверение участника ВОВ участвующими в деле лицами не оспаривалась и под сомнение не ставилась, суд приходит к выводу о том, что право истца на льготы, предусмотренные положениями ст. 14 Закона, подтверждено надлежащим образом. Соответственно, З.Ю.М., будучи участником ВОВ из числа указанных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, имеет право на установленные в ст. 17 Закона меры социальной поддержки. При этом, являясь инвалидом 2 группы по заболеванию, он также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона. То обстоятельство, что вторая группа инвалидности была установлена истцу по общему заболеванию, не свидетельствует невозможности распространения на истца положений ст. 14 Закона. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2, и остальных поименованных в пп. 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в п. 2 ст. 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в пп.1 п.1 ст.2. Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаления прав участников ВОВ из числа лиц, поименованных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Закона для инвалидов войны. З.Ю.М., имея право на установленные для участников ВОВ меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом 2 группы по полученному в период прохождения военной службы заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона, включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714. В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок). В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части). Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (п. 16 Порядка). Согласно п. 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (п. 20 Порядка). Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, З.Ю.М. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования З.Ю.М. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей субсидии - удовлетворить. Признать незаконным отказ министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в предоставлении З.Ю.М. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить З.Ю.М. в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов». Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2011 года.