«25» августа 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Коваленко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.В.И. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска, возложении обязанности произвести оплату дополнительного отпуска, УСТАНОВИЛ: П.В.И. обратился в суд с иском к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает во 2-ом Архангельском объединенном авиаотряде в должности авиатехника. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он направлялся в командировку на Новую Землю (Амдерма-2, п. Северный) в должности авиатехника по авиационно-техническому обслуживанию вертолета Ми-8, входящего в состав гражданской авиации, принимавшей участие в ядерных испытаниях. В связи с этим ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС со штампом «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях», а также были предоставлены льготы, предусмотренные для лиц, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее по тексту - Закон). При проведении замены удостоверения ему было выдано новое удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС без вышеуказанного штампа, в связи с чем, были предоставлены льготы как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1990 году, предусмотренные для лиц, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона, объем которых меньше по сравнению с ранее предоставляемыми льготами. Истец полагает, что, несмотря на выдачу удостоверения нового образца, сохранил право на компенсации и льготы, предоставляемые гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона. В связи с этим просил признать за ним право на получение такой меры социальной поддержки, предусмотренной для граждан указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 дней. А также просил обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области произвести в установленном порядке оплату дополнительных отпусков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24760 руб. 82 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24760 руб. 82 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24796 руб. 66 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26213 руб. 74 коп., всего на сумму 100532 руб. 04 коп. за счет средств федерального бюджета. Истец П.В.И., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, направив своего представителя. Представитель истца Ф.А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Ответчик министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило и просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» К.В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Третье лицо ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором исковые требования поддержало и просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему. Материалами дела установлено, что истец работает во 2-ом Архангельском объединенном авиаотряде с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. направлялся в командировку на Новую Землю (Амдерма-2, п. Северный) в должности авиатехника по авиационно-техническому обслуживанию вертолета Ми-8, входящего в состав гражданской авиации, принимавшей участие в ядерных испытаниях. Также установлено, что на основании выданного истцу администрацией Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ удостоверения № участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с надпечаткой «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях», истец до 2005 года получал меры социальной поддержки для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об удовлетворении исковых требований П.В.И. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к назначению мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Таким образом, изложеные обстоятельства принимаются судом как установленные и доказыванию сторонами не подлежат. Материалами дела также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. обратился в ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» с заявлением по вопросу оплаты дополнительного отпуска. Письмом ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что документы по вопросу оплаты дополнительного отпуска направлены на консультацию в министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области. Поскольку до настоящего времени заявление истца не рассмотрено, о принятом решении не сообщено, выплаты не произведены, истец полагает, что ему отказано в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска. Данный отказ П.В.И. считает незаконным и указывает на недопустимость ухудшения его положения в связи с изменением законодательства. Разрешая спор по существу, суд приходит к следующему. Перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, указан в ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту базовый Закон). Вместе с тем, действие базового Закона было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с Чернобыльской катастрофой. Так, в соответствии с п. 7 Постановления Верховного Совета РФ от 18.06.1992 № 3062-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» на лиц из числа «летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации, выполнявших в составе экипажей воздушных судов в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, распространены компенсации и льготы, установленные Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 30.03.1993 № 253 «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» во исполнение вышеуказанного постановления лицам из числа «летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия предоставляются компенсации и льготы, установленные для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона (п.п. «б» п. 1). Указанной категории граждан выдаются удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах со штампом (надпечаткой) «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях» в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии (пункт 3). Удостоверения, выданные гражданам в соответствии с указанным постановлением, являются основанием для получения ими компенсаций и льгот, установленных Законом (п. 4). В силу ч. 1 ст. 15 Закона, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Право граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней установлено в п.5 ч.1 ст.14 Закона. На основании указанных нормативно-правовых актов до ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. предоставлялись компенсации и льготы, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона. Указанный факт никем не оспаривается. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, введенный в действие с 01.01. 2005, внес в некоторые Постановления Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. Так, с ДД.ММ.ГГГГ на лиц, перечисленных в п. 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1992 № 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется. Кроме того, установленный Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 30.03.1993 № 253 в пунктах 2-7 порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, утратил силу в связи с принятием Закона РФ № 122-ФЗ. В связи с этим, ответчиком истцу было предложено сдать удостоверение с надпечаткой «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях» для замены его на удостоверение нового образца. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано удостоверение нового образца серии Р №, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающее ему право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона. В связи с утратой ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан дубликат удостоверения серии Р №. При этом необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которым предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона. Изложенное свидетельствует о том, что право на получение гарантий и компенсации, ранее предоставляемых лицам из числа «летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 год полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва), в соответствии с конституционным требованием о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, сохраняется и после 01.01.2005. В силу вышеизложенного непредоставление истцу меры социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона, суд считает незаконным, в связи с чем П.В.И. имеет право на получение меры социальной поддержки в виде дополнительно оплачиваемого отпуска. Порядок представления меры социальной поддержки в виде дополнительного оплачиваемого отпуска установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой», которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила). В п. 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон), определяют порядок, в том числе, оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона. В силу п. 2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения. Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей. П. 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации. Факт обращения истца в территориальный орган социальной защиты населения, предоставление всех необходимых документов подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. По смыслу данной статьи дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам сверх основного отпуска, минимального или удлиненного, и присоединяются к нему. В соответствии с приказами ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» П.В.И. согласно его заявлениям были предоставлены следующие дополнительные оплачиваемые отпуска: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалами дела копиями приказов. Согласно справкам ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» размер суммы к выплате за дополнительный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 24760 руб. 82 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24760 руб. 82 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24796 руб. 66 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 26213 руб. 74 коп. Стороной ответчика арифметическая часть расчета не оспаривалась. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования П.В.И. подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 100532 руб. 04 коп. за счет средств федерального бюджета. Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования П.В.И. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска, возложении обязанности произвести оплату дополнительного отпуска - удовлетворить. Признать за П.В.И. право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной для граждан указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 дней. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области произвести П.В.И. в установленном порядке оплату дополнительных отпусков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24760 руб. 82 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24760 руб. 82 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24796 руб. 66 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26213 руб. 74 коп., всего на сумму 100532 руб. 04 коп. за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2011 года.