Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: Председательствующего судьи Парфенова А.П., при секретаре судебных заседаний Федотовой Е.В., рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска, прокурор Октябрьского района г. Архангельска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска. В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки установлено наличие несанкционированной свалки отходов на территории о. Кего Октябрьского территориального округа муниципального образования «Город Архангельск» (МО «Город Архангельск»), что противоречит действующему законодательству, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в т.ч., право на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать мэрию города Архангельска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, убрать твердые бытовые отходы с несанкционированной свалки на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора К.А.С. иск поддержал по тем же основаниям, полагал возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Я.Н.Ю. с иском не согласилась. Не оспаривая расположение земельного участка с несанкционированно размещенными на нем отходами производства и потребления на территории МО «Город Архангельск», требования считала необоснованными. Указала, что земельный участок, на котором расположены отходы, не находится в собственности МО «Город Архангельск», в этой связи на ответчика не может быть возложена обязанность по очистке данной территории от отходов. Пояснила, что в настоящее время на территории о. Кего отсутствует свалка для размещения отходов, созданная в соответствии с установленными требованиями. Ответчиком инициирована процедура согласования создания на территории о. Кего полигона для размещения отходов. Полагает, что захламление территории является следствием ненадлежащего исполнения управляющей компанией на территории о. Кего обязанностей по вывозу отходов. Считает, что мэрия г. Архангельска является ненадлежащим ответчиком по иску. Факт добровольной очистки территории силами МУП «Спецавтохозяйство» по заявке мэрии г. Архангельска не свидетельствует о том, что на ответчика указанная обязанность возлагается в силу закона. Также обращает внимание, что, несмотря на расположение свалки на территории МО «Город Архангельск», отходы на ней могут размещаться также со стороны территории муниципального образования «Приморский муниципальный район», которые также ответственны за благоустройство территории муниципального образования. Полагает, что срок, указанный истцом для исполнения решения суда, не соответствует требованиям разумности с учетом объемов работ и финансирования, необходимых для очистки территории от отходов. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области по доверенности К.И.Г. в судебном заседании требования считала правомерными по основаниям, указанным в представленном письменном отзыве. Представитель третьего лица ГКУ Архангельской области «Центр по охране окружающей среды» по доверенности К.В.В. в судебном заседании с требованиями согласилась по основаниям, указанным представителями истца и Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области. Представители третьих лиц ООО «Зодчий», МУП «Спецавтохозяйство», извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили. С согласия участников судебного разбирательства, дело рассмотрено судом при данной явке. Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства № прокуратуры Архангельской области, суд приходит к следующему. Судом установлено и по делу не оспаривается, на указанной в иске территории о. Кего, относящейся к МО «Город Архангельск», в нарушение установленных требований располагаются отходы производства и потребления. Доказательств отсутствия отходов на спорном участке территории ответчиком по делу не представлено. Наличие отходов на о. Кего подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фотографиями к нему, составленным в ходе рассмотрения судом настоящего дела. Суд критически оценивает доводы ответной стороны о том, что мэрия г. Архангельска является ненадлежащим ответчиком по иску. В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон) к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичная норма содержится в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Как предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 11, частью 3 статьи 7 Закона границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями, согласно которым, в частности, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Как предусмотрено пунктом 5.1 Положения по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления на территории муниципального образования «Город Архангельск» (утв. Решением Архангельского городского Совета от 11.05.2000 г. №89) размещение, устройство, содержание и эксплуатация свалок отходов производства и потребления, полигонов для захоронения токсических отходов должны строго соответствовать действующему законодательству Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как установлено статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В судебном заседании не оспаривалось, что участок территории с несанкционированно размещенными на нем отходами, располагается на территории МО «Город Архангельск». При том, что в настоящее время на территории о. Кего отсутствует свалка для размещения отходов, созданная в соответствии с установленными требованиями, а мэрией г. Архангельска инициирована процедура согласования создания на территории о. Кего полигона для размещения отходов. С учетом приведенных положений закона обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов со спорного участка территории относится к числу вопросов местного значения и, таким образом, возлагается на ответчика, независимо от формы собственности на земельный участок, расположенный в границах территории муниципального образования. Доводы ответчика о том, что захламление территории является следствием ненадлежащего исполнения управляющей компанией на территории о. Кего обязанностей по вывозу отходов, в судебном заседании не нашли подтверждения, допустимыми доказательствами по делу не подтверждены. В остальной части доводы сторон не имеют правового значения по делу. Таким образом, мэрия г. Архангельска является надлежащим ответчиком по иску. С учетом изложенного, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. На ответчика с учетом требований статьи 206 ГПК РФ следует возложить обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, убрать твердые бытовые отходы с несанкционированной свалки на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска. При определении срока, в течение которого указанная обязанность должна быть выполнена, суд учитывает представленные ответчиком сведения об объемах работ и финансирования, необходимых для очистки территории от отходов. С учетом изложенного, а также пояснений участников процесса в судебном заседании, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности, возложенной на ответчика судебным решением, - по ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая спор, суд считает необходимым отразить в решении географические координаты расположения свалки отходов, указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ: в трехстах метрах от дома под номером 105 по улице Кегостровской на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска (географические координаты 64°32.340" северной широты, 40°24.208" восточной долготы). С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется. Таким образом, иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: иск прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска, - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, в срок по ДД.ММ.ГГГГ убрать твердые бытовые отходы с несанкционированной свалки на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска, расположенной в трехстах метрах от дома под номером 105 по улице Кегостровской на острове Кего Октябрьского территориального округа города Архангельска (географические координаты 64°32.340" северной широты, 40°24.208" восточной долготы). На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы кассационная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Парфенов А.П. Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2011 года 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1111 1