2-2476/2011 о признании незаконным распоряжения мэрии города Архангельска



Дело № 2 -2476/2011                                              «07» сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Пыжовой И.А.,

при секретаре Москвиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Т.В. к мэрии г.Архангельска о признании незаконным распоряжении мэрии г.Архангельска р от ДД.ММ.ГГГГ, обязании выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,0268га,

установил:

Д.Т.В. в лице представителя М.О.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения мэрии г.Архангельска р от ДД.ММ.ГГГГ, обязании выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,0268га. В обоснование заявления указывает, что Д.Т.В. обратилась в уполномоченный орган субъекта Архангельской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка, расположенного в Октябрьском территориальном округе <адрес> для организации и эксплуатации детской игровой площадки, ориентировочной площадью 0,0268га. Уполномоченным органом местного самоуправления в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории было отказано. Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ отказ в изготовлении схемы земельного участка признан незаконным. Во исполнение судебного решения, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением мэрии г.Архангельска р утверждена схема земельного участка меньшей площадью, а именно 0,0088га. Полагает, что органом местного самоуправления незаконно, за пределами предоставленных полномочий изменена площадь запрашиваемого земельного участка.

Д.Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Д.Т.В. - М.О.Е. доводы заявления поддержала по изложенным в нем, а также заявлениях об уточнении требований основаниям. Считает, что в силу положений ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать схему расположения того земельного участка о котором заявлено заявителем.

Представитель заинтересованного лица Б.В.М. с заявленными требованиями не согласился, просит в удовлетворении заявления отказать. Считает, что оспариваемое распоряжение прав заявителя не нарушает. Органом местного самоуправления была утверждена схема расположения земельного участка с учетом занирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности, а также с учетом размещения линий электропередач, нахождение на участке зеленых насаждений, пешеходных проходов, являющихся местом общего пользования.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, материалы гражданского дела , находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Д.Т.В. Д.Т.В. обратилась в Министерство имущественных отношений АО с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в <адрес> ориентировочной площадью 0,0268га для организации и эксплуатации детской площадки, без права капитального строительства. Данное заявление было направлено в департамент градостроительства мэрии г.Архангельска для утверждения схемы расположения земельного участка. (л.д.11,12). Запрашиваемый заявителем земельный участок является смежным с принадлежащим на праве собственности заявителю земельным участком, на котором расположен индивидуальный жилой <адрес>, собственником которого также является Д.Т.В..

Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> земельный участок находится в государственной собственности и не закреплен за конкретными лицами, относится к категории земель населенных пунктов.

Также установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ мэрия г.Архангельска отказала Д.Т.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

ДД.ММ.ГГГГ Д.Т.В. Д.Т.В. вновь обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для организации и эксплуатации детской площадки.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщено, что утверждение схемы расположения земельного участка по <адрес> невозможно.

Указанные обстоятельства были предметом исследования при рассмотрении гражданского дела по заявлению Д.Т.В. Д.Т.В.Д.Т.В. к мэрии г.Архангельска о признании нарушающим ее права решения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ и о признании незаконным решения мэрии г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда по данному делу от ДД.ММ.ГГГГ заявление Д.Т.В. Д.Т.В. удовлетворено. Решение мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности изготовления схемы расположения земельного участка признано незаконным, нарушающим права заявителя. В силу п.2 ст.61 ГПК РФ установленные по данному делу обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.

Во исполнение судебного решения, распоряжением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, с определением его площади в размере 0,0088га. (л.д.13).

Д.Т.В. просит признать незаконным распоряжение мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ , обязать мэрию г.Архангельска в трехдневный срок после вступления в законную силу решения суда выдать схему расположения земельного участка в испрашиваемых размерах.

В соответствии с положениями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные решения, действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Порядок приобретения прав на земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен статьей 34 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 указанной нормы граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. (п.3).

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".(п.3).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п. 2.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска (приложение к Закону Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области (далее - уполномоченный исполнительный орган) заявление о предоставлении земельного участка по форме, установленной постановлением Правительства Архангельской области.

В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается постановлением Правительства Архангельской области. (п.2.2)

Уполномоченный исполнительный орган в течение трех дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка и документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. (п.2.3).

В пятидневный срок со дня принятия заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный исполнительный орган направляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск" обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. (п.2.4).

В соответствии с 2.5 Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, утверждает и направляет в уполномоченный исполнительный орган схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, издание оспариваемого распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, совершено органом местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции и соблюдением установленного порядка.

Доводы заявителя о том, что при изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка правом определения границ и площади земельного участка орган местного самоуправления не наделен, суд считает несостоятельным.

Обязанность по изготовлению органом исполнительной власти схемы расположения земельного участка в соответствии с указанными заявителем точными размерами истребуемого участка ни нормами ЗК РФ ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

В соответствии с нормами ЗК РФ, законом Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска" лицо, заинтересованное в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством при обращении в уполномоченный орган указывает лишь предполагаемые размеры и местоположение земельного участка.

Более того, совокупный анализ действующего законодательства, а именно ст.ст.22, 27, 29, п.4-6 ст.34 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится в том числе формирование границ земельного участка, и схема расположения земельного участка подлежит утверждению органом местного самоуправления, с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, в том числе с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, в местах общего пользования, а также с учетом прохождения красных линий.

Суд находит обоснованными доводы представителя ответчика со ссылкой на действующий Национальный стандарт "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. ГОСТ Р 52169-2003"(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.2003 N 394-ст) о том, что изготовление и утверждение схемы земельного участка большей площадью невозможно ввиду установленных указанным стандартом требований безопасности. В частности п. 4.3.24.4. устанавливает одно из требований безопасности на оборудование детских игровых площадок, согласно которому в зоне безопасности не должно быть препятствий (элементов конструкций, веток деревьев и т.п.).

Согласно п.7,8 Национального стандарта "Оборудование детских игровых площадок. Термины и определения. ГОСТ Р 53102-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 511-ст) игровая зона детской игровой площадки - это пространство детской игровой площадки, в котором установлено оборудование и обеспечивается безопасность детей.

Зона безопасности оборудования детской игровой площадки: пространство внутри, на или вокруг оборудования детской игровой площадки, которое может быть занято ребенком, находящимся в движении, вызванном использованием оборудования.

Из представленных схем расположения земельного участка, фотоснимков представленных стороной заявителя видно, что на запрашиваемом под детскую площадку земельном участке находятся деревья (тополя). Кроме того, в непосредственной близости с испрашиваемым земельным участком находятся пешеходные дорожки (мостки), которые являются элементами благоустройства и местом общего пользования.

При указанных обстоятельствах суд считает, что органом местного самоуправления обоснованно определена площадь земельного участка размером 0,0088га.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности устройства и эксплуатации детской игровой площадки на земельном участке размером 0,0088 га, стороной заявителя не представлено.

При этом суд учитывает, что запрашиваемый заявителем для организации детской игровой площадки земельный участок расположен в районе размещения 2-3 этажной секционной жилой застройки, а не в составе многоквартирных жилых домов.

Также несостоятельными суд находит доводы стороны заявителя о преимущественном праве Д.Т.В. на предоставление ей земельного участка именно площадью 268 кв.м., со ссылкой на то, что ранее он был передан ей для благоустройства, и она своими силами расчистила, его, произвела частичный ремонт пешеходных дорожек (мостков).

В силу действующего законодательства заявитель, как собственник индивидуального жилого дома, была обязана осуществлять благоустройство прилегающей к ее участку территории на расстоянии 15 метров. Данная обязанность закреплена в разделе 2 «Правил благоустройства и озеленения города Архангельска», утвержденных решением Архангельского городского Совета от 31.05.2006 N 169.

Таким образом, обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления исполнена. При этом нахождение в непосредственной близости с испрашиваемым земельным участком пешеходных дорожек (мостков), которые являются элементами благоустройства и местом общего пользования, нахождение на спорном земельном участке зеленых насаждений (деревьев), а также тип застройки территории, обосновано приняты органом местного самоуправления во внимание при определении площади земельного участка для организации детской игровой площадки.

Суд считает, что оспариваемое решение прав заявителя не нарушает, является законным, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Д.Т.В. к мэрии г.Архангельска о признании незаконным распоряжения мэрии г.Архангельска р от ДД.ММ.ГГГГ, обязании выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,0268га - отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья:     (подпись) И.А. Пыжова

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2011года.