05 сентября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Обориной В. М., при секретаре Максимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску установил: Истец обратился в суд с иском к ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» о взыскании материального ущерба в виде разницы в оплате за период с января по август 2011 года в связи с тем, что в отношении него как и других командиров воздушного судна АН-24 ответчиком допускается неравное начисление оклада, материальное стимулирование и размер ставки за налет часов, что свидетельствует о дискриминации в оплате труда командиров воздушных судов в нарушение требований ст.132 ТК РФ, нарушением его трудовых прав причинены ему нравственные страдания, которые он оценивает в 5 000 000 руб. Истец в суд не явился, уполномочив представлять его интересы представителям, направив уточнение суммы в размере 248 093 руб. Представители истца по доверенности Л.А.И., В.С.А., М.А.М. подержали заявленные требования В обоснование заявленных требований указали, что истец принят ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> АН-24 в Архангельский авиаотряд, в последующем переведен на должность <данные изъяты> воздушного судна Ан-24. Ответчик эксплуатирует два типа судов: Ан-24 и Боинг-737. Требования, предъявляемые к лицам, занимающим должности командиров указанных воздушных судов, круг их должностных обязанностей являются одинаковыми, вместе с тем размер заработной платы указанных лиц существенно отличается, что привело к недополучению заявленной суммы. Представитель ответчика ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» Б.Д.Ю. иск не признал в полном объеме. Пояснил, что заработная плата истцу выплачивается в соответствии с установленными в организации локальными правовыми актами, задолженности перед ним по заработной плате за период, указанный в иске, не имеется. Система оплаты труда сотрудников общества установлена локальными правовыми актами в зависимости от квалификации, предъявляемых к занимаемой истцом должности требований, сложности и объема выполняемой работы и не является дискриминационной. Суд, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, оснований для удовлетворения требований не находит в силу следующего. Статьей 22 Трудового кодекса РФ гарантируется работникам право на равную оплату за труд равной ценности. На основании ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условия) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Статья 132 Трудового кодекса РФ устанавливает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Истец принят ДД.ММ.ГГГГ в Архангельский авиаотряд на должность <данные изъяты> самолета АН-24. В последующем переведен по приказу от ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> самолета АН-24. Архангельский авиаотряд ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в авиакомпанию «Архангельские воздушные линии»,11 октября 2004года- в ЗАО «Аэрофлот Норд», ДД.ММ.ГГГГ -в ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии»,в должности <данные изъяты> воздушного судна Ан-24 истец находится по настоящее время. В организации действует коллективный договор на 2010-2013 г.г., по условиям которого оплата труда руководителей и специалистов производится на основе должностных окладов, установленных штатным расписанием (п. 4.2 договора). Работодатель разрабатывает и в установленном порядке вводит в действие локальные нормативные акты, регламентирующие оплату и материальное стимулирование труда работников (п. 4.1. договора). Работникам предприятия выплачиваются надбавки к окладу за непрерывный стаж работы в размере, установленном п. 4.8 договора. Членам летных и кабинных экипажей воздушных судов устанавливаются надбавки к окладу за класс квалификации в размере 20% за II класс и 40% за I класс. Членам летных экипажей устанавливается надбавка к окладу за допуск по минимуму 1 категории - 10%, за допуск по минимуму 2 категории - 20%, за допуск по минимуму 3 категории - 30%. Членам кабинных экипажей воздушных судов, прошедшим подготовку по программе международных полетов и допущенным к их выполнению, устанавливается надбавка за использование английского языка в размере 10% оклада при выполнении как международных, так и внутренних рейсов. Членам летных и кабинных экипажей воздушных судов устанавливается доплата за выполнение работ на борту воздушного судна в полете в неблагоприятных условиях труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, имеющей особый характер (п.п. 4.13, 4.16, 4.19, 4.22 коллективного договора). Согласно Положению об оплате труда летного, командно-летного и инструкторского состава, утвержденному приказом от 26.07.1999 № 184, оплата труда летного, командно-летного и инструкторского состава производится на основе должностных окладов, надбавок за класс квалификации, выслуги лет в гражданской авиации и оплаты за выполнение летной работы. Оплата труда летного, командно-летного и инструкторского состава производится за выполненные авиарейсы, которая рассчитывается исходя из протяженности воздушных трасс, времени полета, утвержденных скоростей на данном расстоянии, часовой ставки и соответствующих групп сложности полета. Как следует из штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ в штате организации имеются три авиационных эскадрильи: авиационные эскадрильи № и 2, куда входят должности: пилоты-инструктора, командира и второго пилота воздушного судна Боинг-737, шефа-пилота авиационной эскадрильи, помощника шефа-пилота, специалиста по планированию летной работы, второго пилота-стажера; и авиационная эскадрилья №, куда входят должности: шефа-пилота авиационной эскадрильи, помощника шефа-пилота, пилота-инструктора, штурмана-инструктора, бортового механика-инструктора, командира, второго пилота, штурмана и бортового механика воздушных судов Ан-24, Ан-26. Согласно штатному расписанию должностной оклад командира воздушного судна Боинг-737 составляет 19 200 руб., должностной оклад командира воздушного судна Ан-24 - 5 270 руб.; лицам, занимающим указанные должности, также производятся доплаты за класс и стаж работы в организации. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/т установлены размеры часовых ставок оплаты летной работы на воздушных судах Ан-24, в том числе командира воздушного судна (104,03-191,82 руб. днем и 145,64-268,54 руб. ночью в зависимости от сложности полета; 130,04-239,77 руб. днем и 182,06-335,68 - без штурмана в составе экипажа). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/т установлены размеры часовых ставок оплаты летной работы воздушных судах Боинг-737, в том числе командира воздушного судна (600-870 руб. днем и 840-1218 руб. ночью в зависимости от сложности полета). Материальное стимулирование капитанов воздушных судов Боинг-737 осуществляется на основании Положения о материальном стимулировании, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/т. Согласно данному Положению материальное стимулирование производится в виде выплаты дополнительного вознаграждения в размере 30 000 руб. по результатам работы за месяц. Выплата дополнительного вознаграждения производится пропорционально отработанному времени. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о материальном стимулировании персонала авиационной эскадрильи № (экипажи воздушных судов Ан-24, Ан-26). Согласно данному Положению материальное стимулирование производится в виде выплаты дополнительного вознаграждения в размере 15 000 руб. по результатам работы за месяц и распространяется на персонал эскадрильи, имеющий допуск на международные воздушные авиалинии и владеющий английским языком не ниже 4 уровня по Шкале оценки языковых знаний ИКАО. Выплата дополнительного вознаграждения производится пропорционально отработанному времени. Помимо изложенного, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о материальном поощрении членов экипажей воздушных судов, владеющих английским языком, которое предусматривает выплату единоразовой премии за подтверждение уровня владения английским языком и ежемесячной надбавки к окладу в зависимости от уровня владения английским языком: 3 уровень - 45%, 4 уровень - 60%, 5 уровень - 80%, 6 уровень - 100%. При этом доплата командирам воздушного судна типа Боинг-737 за знание английского языка не ниже 3 уровня не производится; приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/т размер данной надбавки для командиров воздушных судов данного типа за владение английским языком не ниже 4 уровня по Шкале оценки языковых знаний ИКАО снижен до 40%, тогда как в отношении командиров воздушных судов Ан-24 такого снижения не произведено. Положением о премировании летных экипажей воздушных судов за экономию авиационного топлива, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что на премирование экипажей воздушных судов типа Ан-24, Ан-26 направляется 40% расчетной стоимости сэкономленного авиаГСМ, которое согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №/т рассчитывается, исходя из стоимости 6 000 руб. за тонну. При этом количество сэкономленного при выполнении рейса авиаГСМ распределяется между членами экипажа в следующем соотношении: командиру воздушного судна Ан-24 - 31%, командиру воздушного судна Ан-24 без штурмана - 40%. Данная выплата командирам воздушных судов Боинг-737 не производится. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/т командирам воздушных судов типа Боинг-737 установлена гарантированная оплата полетного времени в размере 60 000 руб. Как пояснил в ходе судебного заседания представитель ответчика Т..С.И., данная выплата не является составной частью заработной платы и производится в случае простоя воздушного судна при наличии технических неисправностей, что не противоречит ст. 157 Трудового кодекса РФ. Проверяя доводы истца о том, что при установлении размера заработной платы и дополнительных выплат лицам, занимающим должности командиров воздушных судов типа Боинг-737 и Ан-24, ответчиком допущена дискриминация в сфере труда, суд исходит из следующего. Согласно утвержденной ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции командира воздушного судна, лицо, занимающее данную должность, относится к категории руководителей, находится в административном подчинении шефа-пилота эскадрильи, функционально подчиняется пилоту-инструктору АЭ. Квалификационными требованиями к данной должности являются: высшее (среднее) профессиональное образование, действующий сертификат линейного пилота, стаж летной работы не менее года, подготовка и опыт, необходимые для самостоятельного управления судном определенного типа. Пункт 1.7 должностной инструкции устанавливает дополнительные требования к должности командира воздушного судна, управляющего судами иностранного производства: владение иностранным языком не ниже третьего уровня по шкале ИКАО, наличие сертификата о придании силы пилотскому свидетельству, выданного государством регистрации эксплуатируемого судна. Из руководства по эксплуатации Ан-24 следует, что данное воздушное судно имеет максимальную взлетную и посадочную массу 21000 кг, максимальное количество пассажиров - 48 человек. Крейсерская скорость 475 км/ч, дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 990 км, эксплуатационный потолок - 8 000 м. Экипаж воздушного судна составляют 4 человека: командир воздушного судна, второй пилот, штурман, бортмеханик. По согласованию с ДВТ МТ экипаж самолета может состоять из трех человек (исключается штурман). В таком случае оплата за выполнение летной работы увеличивается на 25% каждому члену экипажа (абз. 7 Положения об оплате труда летного, командно-летного и инструкторского состава, утвержденного приказом от 26.07.1999 г. № 184). Воздушное судно Боинг-737-500 имеет максимальную взлетную массу 62000 кг, максимальное количество пассажиров 136 человек. Крейсерская скорость судна 912 км/ч, дальность полета с максимальным запасом топлива - 5 200 км, дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива) - 2 815 км, эксплуатационный потолок 11 300 м. Экипаж воздушного судна составляют 2 человека: капитан воздушного судна и второй пилот. Вся документация, связанная с управлением данным воздушным судном, выполнена на английском языке, в связи с чем в качестве квалификационных требований к занимаемой должности введено знание иностранного языка не ниже 3 уровня ИКАО. Установление различной часовой тарифной ставки пилотов различных типов воздушных судов допускается действующим законодательством (постановление Министерства труда от 30.11.1992 № 44), и зависит от грузоподъемности судна, протяженности выполняемых им рейсов, иных характеристик. В силу технических характеристик воздушные суда типа Ан-24 могут выполнять рейсы на меньшие расстояния, чем Боинг-737. Безусловно, рейсы, выполняемые на более протяженные дистанции, представляют собой большую физическую и психологическую нагрузку на членов экипажа воздушного судна, требуют более длительной концентрации внимания на выполнении летного задания, что предусматривает более высокий уровень их вознаграждения. Суд также принимает во внимание доводы ответчика о том, что работа в составе двучленного экипажа в силу своей специфичности не дает пилотам расслабиться на протяжении всего полета. В случае непредвиденного осложнения полета (отказ материальной части, неблагоприятные погодные условия и т.д.) психологические резервы такого экипажа в условиях стресса и незначительного времени на принятие управленческих решений могут быть исчерпаны гораздо быстрее, чем в многочленном экипаже. Выполнение полетов в составе двухчленного экипажа на воздушном судне, оснащенном современным электронным оборудованием, требует от пилотов твердых теоретических знаний принципов работы этого оборудования, подкрепленных широким практическим опытом его эксплуатации. Так, в силу п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к членам летных экипажей для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 11.12.2006 г. № 148, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации и кандидаты для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшие опыта эксплуатации воздушного судна аналогичного типа, проходят дополнительную подготовку по специальной программе. В ходе обучения по данной программе пилоты воздушного судна типа Боинг-737 осваивают дополнительно функции штурмана и бортмеханика, которые в экипаже воздушного судна Ан-24 выполняют отдельные специалисты. В частности, получают навыки работы с пилотажно-навигационными комплексами современных воздушных судов, изучают особенности летной эксплуатации высокоавтоматизированных воздушных судов (принципы отображения и восприятия полетной информации воздушного судна со «стеклянной кабиной»), правила взаимодействия в двучленном экипаже (зоны ответственности, распределение внимания, взаимодействие в особых случаях полета, приоритетность задач при дефиците времени). Особенности пилотирования воздушным судном типа Боинг-737 заключается также в том, что по решению командира воздушного судна он сам либо второй пилот могут выполнять как активное, так и вспомогательное управление. Между членами экипажа воздушного судна типа Ан-24 такая взаимозаменяемость не установлена, каждый из них выполняет свои, строго определенные задачи. При этом суд отмечает, что работа членов экипажа воздушного судна Ан-24 при отсутствии в составе экипажа штурмана также подлежит оплате в повышенном размере (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). Указывая, что и командиры воздушного судна типа Боинг-737, и командиры воздушного судна типа Ан-24 обязаны выполнять общие требования Руководства по производству полетов эксплуатанта, утвержденного ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии», истец не учитывает, что каждый из указанных должностных лиц обязан также знать и выполнять соответственно Boeing 737-500 Airplane Flight Manual и Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24. При общей схеме действий командира воздушного судна при выполнении взлета, пилотирования и посадки судна имеющееся на его борту техническое оснащение, программное обеспечение требует от пилотов различных полетных навыков и квалификации. На сложность работы и повышенную психологическую нагрузку двусоставных экипажей воздушных судов указала и комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета в заключении по результатам расследования авиакатастрофы в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ По результатам работы комиссии властям Российской Федерации рекомендовано доработать основные нормативные документы гражданской авиации с учетом принятия в эксплуатацию самолетов с двухчленным составом экипажа, а ЗАО «Аэрофлот - Норд» при отборе для переучивания на новую технику обращать особое внимание на личностные особенности кандидатов, касающиеся способов эмоционального реагирования и поведения в нестандартных условиях (повышенных нагрузок, стресса), при выявлении неблагоприятных признаков давать конкретные рекомендации об их пригодности к переучиванию или о необходимости индивидуального подхода при переучивании. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующая в ЗАО «Нордавиа - российские авиалинии» система оплаты труда командиров воздушных судов типа Боинг-737 и Ан-24 установлена в соответствии с уровнем квалификации, особенностями выполнения работ, существующей служебной нагрузке на лиц, занимающих указанные должности, в связи с чем не усматривает в действиях ответчика признаков дискриминации как она определена ст. 3 Трудового кодекса РФ. При этом ссылка истца на судебные постановления, которыми установлено нарушение ОАО «Сахалинские авиатрассы» ст. 22 Трудового кодекса РФ в области равной оплаты за труд равной ценности в отношении пилотов воздушных судов Ан-24, Ил-62 и DHC-8, не может быть принята во внимание, так как названные судебные постановления приняты в отношении лиц, не являющихся участниками данного судебного разбирательства, сделанные в ходе рассмотрения этого дела выводы в силу ст. 61 ГПК РФ не являются обязательными для суда при разрешении возникшего спора. Помимо изложенного, как следует из содержания представленных судебных актов, в обоснование установления различных систем оплаты труда экипажей названных воздушных судов положены не различия в квалификационных требованиях, объеме и характере выполняемой работы, а наличие соглашения, заключенного между работодателем и третьим лицом на выполнение авиарейсов воздушными судами определенного типа, что в данном случае не имеет место. Поскольку основанием требований истца о возмещении ущерба в сумме 248 093 руб., как и взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 000 руб. является ссылка на факт дискриминации при установлении системы оплаты труда, который не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, иск о взыскании задолженности по выплатам и морального вреда подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В иске К.Е..П к закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме - 09 сентября 2011 года. Судья В.М.Оборина Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2011 годаДело №2-3340/2011Именем Российской ФедерацииРешение
К.Е..П к закрытому акционерному обществу «Нордавиа - региональные авиалинии» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,