Дело № 2-3749/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 13 сентября 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе: председательствующего судьи Лобановой Н.В. при секретаре Филипповой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.М.Г. к министерству строительства Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с даты первоначального обращения, установил: К.М.Г. обратилась в суд с иском к министерству строительства Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о возложении на ответчиков обязанности включить ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, с даты первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований указала, что является инвалидом 1 группы, имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2001 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». ДД.ММ.ГГГГ направила заявление о постановке на учет для включения в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в администрацию МО «Мезенский район», однако в дальнейшем была снята с учета по непонятной причине. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с даты первоначального обращения в <данные изъяты> г. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, которое получила ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования сообщила об отказе в удовлетворении заявления. Полагая данный отказ незаконным, обратилась в суд с настоящим иском. В судебное заседание К.М.Г., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика министерства строительства Архангельской области Б.А.В. с требованиями истца не согласилась. Пояснила, что полномочиями по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, направлению заявителям сообщений о принятых по их заявлениям о постановке на учет решениям, наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области. Поступившее от гражданина заявление регистрируется, представленные одновременно с заявлением документы проверяются, по результатам такой проверки принимается решение о постановке на учет или отказе в постановке на учет. В случае, если принято решение о постановке на учет, в отношении поступившего заявления заводится учетное дело. Одновременно с постановкой на учет органами местного самоуправления формируются списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по состоянию на 1 января, копии которых до 1 февраля направляются в министерство строительства Архангельской области. Указанные списки, составленные до ДД.ММ.ГГГГ, не содержат сведений о К.М.Г. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ г., истец в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, значится, также с этого времени она ежегодно на основании подаваемых заявлений включается в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Заявила о пропуске истцом срока на обращение в суд с данным иском, так как о нарушении своего права заявитель узнала не позднее апреля ДД.ММ.ГГГГ г. Администрация муниципального образования «Мезенский район», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия своего представителя. Направила отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения иска возражала. Указала, что в связи с не предоставлением истцом одновременно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ необходимых для постановки на учет документов, учетное дело на К.М.Г. не заводилось, в списки граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения, она не включалась. Истец значится в сводном списке с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ в категории «инвалиды» под № №. Поддержала доводы, приведенные министерством строительства Архангельской области в отзыве на иск. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав представителя министерства строительства Архангельской области Б.А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других района Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Статьи 3 и 4 названного Федерального закона предусматривают, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. В соответствии со ст.ст. 39, 40 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований НАО отдельными государственными полномочиями» на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области возложены следующие полномочия: принимать от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - жилищные субсидии), документы, необходимые для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий; осуществлять регистрацию заявлений граждан на получение жилищных субсидий; проверять документы, представленные гражданами в целях регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий; принимать решения о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, или об отказе в постановке на учет, а также направлять заявителям уведомления о принятых решениях; заводить и вести учетные дела на граждан, поставленных на учет имеющих право на получение жилищных субсидий; принимать решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, а также направлять указанным гражданам уведомления о принятых решениях; ежегодно формировать списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по категориям, утверждать их и до 1 февраля заверенные копии сформированных списков направлять в исполнительный орган государственной власти Архангельской области, уполномоченный Правительством Архангельской области. В целях реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту - Положение). В соответствии с п.п. 9, 12 Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет: заявление установленной формы, заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи, справку о составе семьи и занимаемом жилом помещении, заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заверенную копию пенсионного удостоверения либо справку об инвалидности I и II групп, инвалидов с детства. Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан. На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета (п. 16 Положения). Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органами местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями, формируются и ежегодно утверждаются списки установленной формы отдельно по каждой категории граждан (в том числе, пенсионерам и инвалидам), их заверенные копии направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, направляемых органами местного самоуправления. Утвержденные органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации списки являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п.п. 17-19, 24-25 Положения). Право на получение жилищных субсидий лицами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, может быть реализовано путем участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. Ранее действовала аналогичная подпрограмма на 2002-2010 г.г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675. В соответствии с п.п. 2, 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (далее по тексту - Правила), участие в указанной подпрограмме является добровольным. Для участия в подпрограмме граждане, указанные в подп. «з» п. 5 названных Правил, подают в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, заявление об участии в подпрограмме установленной формы с приложением установленных п. 19 Правил документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (п. 24 Правил). Как следует из представленных материалов, К.М.Г., уроженка <данные изъяты> Архангельской области, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. работала на территории <данные изъяты> Архангельской области, относящегося к районам Крайнего Севера (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029), с 1987 г. является пенсионером, с ДД.ММ.ГГГГ г. - инвалидом первой группы по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ К.М.Г. направила на имя главы администрации МО «Мезенский район» заявление о включении в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения в Московской области, г. Нижний Новгород, г. Вологда, составом семьи: супруг К.В.И., дочь К.Т.В. и внук К.С.Д. В Книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по МО «Мезенский район», на дату ДД.ММ.ГГГГ под номером № зарегистрировано заявление К.В.И., относящегося к категории граждан, являющихся инвалидами, составом семьи: К.М.Г., К.Т.В., К.С.Д. Согласно сообщению, поступившему из администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ № не было сформировано в связи с непредставлением заявителем документов, предусмотренных п. 9 Положения. ДД.ММ.ГГГГ К.М.Г. вновь обратилась с аналогичным заявлением, которое было зарегистрировано под № №. По результатам рассмотрения данного заявления принято решение о постановке заявителя на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, заведено учетное дело. Одновременно К.М.Г. включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и относящихся к категории «инвалиды». ДД.ММ.ГГГГ К.М.Г. направила главе администрации муниципального образования «Мезенский район» заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», аналогичные заявления подавались К.М.Г. в 2009-2010 г.г. Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что на дату рассмотрения дела истец включена в список граждан - получателей жилищных субсидий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по МО «Мезенский район» и список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 г., утвержденный министерством строительства Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ К.М.Г. обратилась в администрацию муниципального образования «Мезенский район» с заявлением, в котором просила изменить дату постановки ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с ДД.ММ.ГГГГ на дату первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления отказано в связи с тем, что одновременно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ К.М.Г. не были представлены документы, подтверждающие право на получение жилищных сертификатов. Не согласившись с данным решением, К.М.Г. обратилась в суд с настоящим иском. Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего. В силу п. 9 названного Положения гражданин, обращающийся с заявлением о включении в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в порядке, установленном Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязан подтвердить наличие у него такого права, представив документы, предусмотренные данным Положением. Одного волеизъявления гражданина о постановке на учет лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий на основании названного федерального закона, выраженного в заявлении, для принятия решения о постановке на такой учет недостаточно. Таким образом, заявление считается поданным с даты предоставления гражданином, претендующим на постановку на учет в качестве лица, имеющего право на получение жилищных субсидий, полного комплекта документов, необходимых для принятия органом местного самоуправления решения о постановке его на учет. Утверждение заявителя о том, что одновременно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ею были представлены все необходимые документы, материалами дела не подтверждается. Ни заявитель, ни администрация муниципального образования «Мезенский район» не представили документы, предусмотренные п. 9 Положения, которые бы относились к периоду подачи данного заявления - июню ДД.ММ.ГГГГ г. В частности, справка об установлении К.М.Г. первой группы инвалидности выдана заявителю только ДД.ММ.ГГГГ Имеющиеся в материалах учетного дела К.М.Г. справки датированы ДД.ММ.ГГГГ г. Представленными материалами также подтверждается то обстоятельство, что по заявлению К.М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ решение о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, не принималось. Об этом свидетельствует как отсутствие в администрации муниципального образования «Мезенский район» учетного дела под № №, так и то обстоятельство, что К.М.Г. не включалась в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, до 2009 г. Отказ администрации муниципального образования «Мезенский район» поставить ее на учет на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ К.М.Г. не оспорила, а в апреле ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась с новым заявлением о постановке на такой учет, представив необходимый пакет документов. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчиков обязанности включить К.М.Г. в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с ДД.ММ.ГГГГ и изменении в связи с этим даты постановки на учет в списке граждан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. и получить жилищный сертификат. Представителем министерства строительства Архангельской области Б.А.В. заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с данными требованиями. Это заявление поддержано и администрацией муниципального образования «Мезенский район» в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст.ст. 196, 199, 200 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности (ст. 205 Гражданского кодекса РФ). В силу п. 6 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обязаны обеспечить свободный доступ к спискам граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья: размещать указанные списки для всеобщего обозрения в доступных местах; своевременно предоставлять необходимую информацию по письменному обращению граждан. С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ написано истцом собственноручно, суд соглашается с доводами представителя министерства строительства Архангельской области о том, что именно с этой даты К.М.Г. стало известно, что на учете лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, она не состоит, в связи с чем потребовалось написание заявление о включении в список таких лиц повторно. Вместе с тем, обращение в суд за защитой права, которое К.М.Г. полагает нарушенным, последовало только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного ст. 196 Гражданского кодекса РФ срока. В ходе судебного разбирательства истцу предлагалось указать причины пропуска срока исковой давности, представить доказательства того, что такие причины могут быть признаны судом уважительными, однако соответствующие доказательства истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не были представлены. При этом суд отмечает, что обращение заявителя в иные органы, не наделенные полномочиями по разрешению споров, не может быть признано уважительной причиной пропуска срока исковой давности. В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ, абз. 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ признание неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. С учетом изложенного, в удовлетворении иска надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление К.М.Г. к министерству строительства Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, с даты первоначального обращения оставить без удовлетворения. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 г. Судья Н.В. Лобанова