Дело № 2-3843/2011 11 августа 2011 года Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Беляевской О.Я., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах П.С.С. к Мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : прокурор Исакогорского района города Архангельска обратился в суд в интересах П.С.С. с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что П.С.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом начальника управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ за П.С.С. было закреплено право на жилое помещение которое впоследствии было утрачено, в связи с чем, за П.С.С. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по городу Архангельску. До настоящего времени П.С.С. жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, вынужден жить в квартире у знакомых. На основании статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор Исакогорского района г.Архангельска просит обязать мэрию г.Архангельска предоставить П.С.С. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 квадратных метров за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании прокурор прокуратуры Исакогорского района г.Архангельска Д.Т.В., истец исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика мэрии г.Архангельска К.Л.П. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Указала, что право истца на получение жилой площади не оспаривает. Представитель органа опеки и попечительства мэрии города Архангельска Щ.Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Представитель третьего лица Правительства Архангельской области А.И.С., действующий по доверенности, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв. Указал, что для исполнения полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям Архангельской области утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год. Вопросы распределения указанных средств и ведения учета детей-сирот находятся в ведении органов местного самоуправления, контроль же осуществляет Министерство образования, науки и культуры Архангельской области. Третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление, просило рассмотреть дело без участия своего представителя. Выслушав пояснения прокурора, истца, представителя органа опеки и попечительства мэрии города Архангельска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, П.С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказами Управления социальной защиты населения мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, № в связи с тем, что родители несовершеннолетнего умерли, П.С.С. был направлен в интернат, за ним было сохранено право на жилое помещение по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ П.С.С. воспитывался и проживал в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ П.С.С. окончил обучение в ГОУ НПО АО «Профессиональное училище №», ему присвоена квалификации с получением диплома столяра строительного, плотника. Как следует из материалов дела, в связи с тем, что жилой дом по <адрес> сгорел, жилое помещение закрепленное за несовершеннолетним было утрачено, приказом главы администрации Исакогорского и Цигломенского территориального округов № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в г.Архангельске. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередность в списке внеочередного предоставления жилого помещения значится под номером 28. До настоящего времени истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются, подтверждаются письменными материалами дела. Дав оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Согласно части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета. В силу ст.46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. На основании ст.48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Согласно ст.ст.19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Исакогорского района города Архангельска, заявленные в интересах П.С.С. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах П.С.С. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения- удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска предоставить П.С.С. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенное в черте города Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2011года. Судья О.Я. Беляевская