город Архангельск 29 сентября 2011года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего Беляевской О.Я. при секретаре Соколовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вьюхиной Н.Н. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении, установил: Вьюхина Н.Н. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению мест ее сыновьям в детском дошкольном учреждении. В обоснование заявления указала, что имеет статус матери многодетной семьи. Вместе с тем, Департаментом образования мэрии г.Архангельска после наступления ее детям Вьюхину А.Р. и М.Р., 03 сентября 2009 года рождения возраста полутора лет, отказано в предоставлении мест в детском дошкольном учреждении по мотиву их отсутствия. Указанные действия ответчика нарушают права детей на получение дошкольного образования. В судебном заседании заявитель, ее представитель по доверенности А.Р. просили признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска, выразившееся в непредоставлении места в детском дошкольном учреждении для Вьюхина М.Р., Вьюхина А.Р., 03 сентября 2009 года рождения, обязать мэрию г.Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям путем приема их в детское дошкольное учреждение Октябрьского территориального округа муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 01 января 2012 года. Представитель мэрии г. Архангельска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, заслушав объяснения заявителя, ее представителя исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 9,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд самостоятельно определяет вид судопроизводства. Исходя из заявленных требований дело рассматривается по правилам главы 25 ГПК РФ. В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого гражданина. Право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование обеспечивается государственными или муниципальными учреждениями, закрепляя обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. Невыполнение обязанности государства в лице его органов влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18). В соответствии с пп.1 п.1 статьи 5 Закона Архангельской области от 22.06.2005 N 55-4-ОЗ" О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" (ред. от 22.10.2009), многодетным семьям гарантируется в первоочередном порядке прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п. 3,4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем, какими являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 13 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа. В городе Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18.05.2009 № 185 в порядке очередности подачи заявлений родителями. Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). Комплектование Учреждений проводится на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.12.2010 № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Регламент). В соответствии с пунктами 2.3. и 2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска. Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска (далее - Учреждения), осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в Учреждениях в порядке льготной очереди. Согласно п. 2.4. Регламента срок предоставления муниципальной услуги установлен с момента обращения Заявителя. Исходя из толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на МО «Город Архангельск». Учет детей, подлежащих зачислению в детское дошкольное учреждение, ведется в целом по городу Архангельску в порядке очередности поступления заявлений от родителей. Как установлено судом, Вьюхины М.Р. и А.Р., сыновья заявителя, родились 03 сентября 2009 года, что подтверждается копиями свидетельства о рождении серии I-ИГ № 700954, I-ИГ № 700955 и сторонами не оспаривается. Заявитель и члены её семьи имеют статус многодетной семьи, что подтверждается удостоверением № 09387 от 20 октября 2009 года. 05 ноября 2009 года Вьюхина Н.Н. обратилась в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад сыновей Вьюхиных А.Р. и М.Р. для обеспечения местами в дошкольных учреждениях. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела Вьюхиным А.Р. и М.Р. места в детском дошкольном учреждении не предоставлены. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Как установлено судом, истец обратилась с заявлением о предоставлении мест в детском саду 05 ноября 2009 года. Таким образом, с момента подачи заявления прошло более полутора лет, дети местами в детском саду не обеспечены. Мэрией г.Архангельска не представлены доказательства того, что муниципалитетом предпринимаются меры по увеличению количества детских учреждений. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. На основании изложенного, учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении мэрий г.Архангельска на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу о нарушении прав несовершеннолетних в форме бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетним сыновьям заявителя мест в дошкольном учреждении, данные действия являются незаконными и, суд считает необходимым возложить на мэрию обязанность обеспечить Вьюхиных Максима и Артёма Романовича местами в детском дошкольном учреждении на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 01 января 2012 года. Довод мэрии города Архангельска об отсутствии свободных мест в дошкольных учреждения не имеет значение, так как не может служить основанием для отказа. Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: заявление Вьюхиной Н.Н. о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления мест в детском дошкольном учреждении удовлетворить. Признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетним сыновьям Вьюхиной Н.Н., Вьюхину М.Р., 03 сентября 2009 года рождения и Вьюхину А.Р., 03 сентября 2009 года рождения мест в детском дошкольном учреждении. Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Вьюхину А.Р., 03 сентября 2009 года и Вьюхину М.Р., 03 сентября 2009 года рождения путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 01 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Судья О.Я. Беляевская Дело №2-4831/2011Именем Российской ФедерацииРешение