№2-4087/2011, об оспаривании отказа во включении земельных участков в состав населенных пунктов



Дело №2-4087/2011

15 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи: Роговой И. В.

при секретаре: Анисимовой О. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению З.М.Ю., М.А.А. об оспаривании отказа руководителя агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области во включении земельных участков в состав населенных пунктов,

установил:

З.М.Ю. и М.А.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области. В обоснование требований указывают, что являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью (1/2 доли) - 240157 кв.м., общей площадью 480314 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером площадью (1/2 доли) 156926 кв.м., общей площадью 313852 кв.м., расположенных по адресу: Архангельская область Приморский район. Двенадцатого мая 2011 года З.М.Ю., М.А.А. обратились к главе Муниципального образование «Заостровское» с заявлением о включении земельных участков с кадастровыми номерами , в границы населенных пунктов Нижнее Ладино или Малое Анисимово, в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области отказало в принятии решения о включении указанных земельных участков в границы населенных пунктов Нижнее Ладино или Малое Анисимово. Считая принятое решение незаконным и не мотивированным, З.М.Ю., М.А.А. просят признать незаконным отказ, обязать Агентство архитектуры и градостроительства Правительства Архангельской области удовлетворить поданное ими заявление.

В судебное заседание З.М.Ю., М.А.А. не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены. Представитель заявителей У.Е.Ф., действующая на основании ордера, требования поддержала.

Представитель Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области Ч.В.В. с требованиями не согласилась. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Муниципальное образование «Заостровское» о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, не находит оснований к удовлетворению предъявленных требований.

Из материалов дела следует, что З.М.Ю. и М.А.А. являются сособственниками (каждый по 1/2 доли в праве общей долевой собственности) земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район.

ДД.ММ.ГГГГ года З.М.Ю. и М.А.А. обратились с заявлением о включении указанных земельных участков в границы населенных пунктов Нижнее Ладино или Малое Анисимово, в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области отказало в принятии решения об изменении границ населенных пунктов Нижнее Ладино или Малое Анисимово, в связи с получением заключения о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков в состав указанных населенных пунктов, со ссылкой на положения пункта 1 части 20 статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ от 29 декабря 2004 года.

Заявители, указывая, что органом государственной власти при вынесении решения не приведены мотивы отказа, считая, что заключение Муниципального образования о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в состав населенного пункта, не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления, просят признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить на Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области обязанность вынести решение об удовлетворении заявления.

В соответствии с положениями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил судам, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с Положением об Агентстве архитектуры и градостроительстве Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ -пп (с последующими изменениями), Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом Архангельской области и контролю и надзору в сфере градостроительной деятельности.

Агентство осуществляет функции уполномоченного органа по архитектуре и градостроительству. Полное наименование агентства - агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области.

В сфере своего ведения Агентство осуществляет подготовку и рассмотрение материалов, необходимых при установлении и изменении границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, а также при включении земельных участков в границы населенных пунктов (пп. 4 п. 8 Положения).

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона №191-ФЗ орган местного самоуправления обязан в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов, а если документы, направлялись на согласование - в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в указанные органы, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта, либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (ч. 18). Отказ в принятии решения допускается исключительно по основаниям, установленным ч. 19 - 21 ст. 4.1 Федерального закона.

Из оспариваемого решения следует, что заявителям отказано в удовлетворении заявления о включении земельных участков в состав населенных пунктов по мотиву наличия заключения Муниципального образования «Заостровское» о нецелесообразности и невозможности включения земельных участков в состав населенных пунктов Нижнее Ладино или Малое Анисимово.

Заявители указывают, что наличие отрицательного заключения само по себе не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Действительно, в силу положений ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона №191-ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если имеется соответствующее заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта. Что свидетельствует о том, что наличие отрицательного заключения само по себе не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Однако в таком случае, обстоятельствами имеющими юридическое значение будут являться факты, подтверждающие необходимость изменения границ конкретного населенного пункта. Такими обстоятельствами могут быть исторически сложившиеся границы населенного пункта, экономические потребности (увеличение численности населения), иные (экологические, социальные, эстетические).

В процессе судебного разбирательства таких обстоятельств не установлено, З.М.Ю., М.А.А. не приведено. Само по себе желание заявителей использовать земельные участки не по целевому назначению в целях сельскохозяйственного производства, а для жилищного строительства к указанным судом обстоятельствам, отнесено быть не может.

Как следует из п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, земли и (или) земельные участки могут быть отнесены к землям населенных пунктов при наличии соответствующего фактического использования.

Указанная норма непосредственно называет два вида такого использования - застройка и развитие населенных пунктов. В то же время фактическое использование само по себе не может служить основанием для отнесения объектов земельных отношений к той или иной категории земель.

Границей городских, сельских населенных пунктов является черта, отделяющая земли таких населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в результате утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Возможность установления границы населенного пункта прерывающейся и многоконтурной действующим законодательством не предусмотрена.

Из сведений кадастрового учета земельных участков, принадлежащих на праве собственности З.М.Ю., М.А.А. следует, что земельные участки сложной конфигурации, имеют сельскохозяйственное назначение, для сельскохозяйственного производства.

Общих границ с населенными пунктами Нижнее Ладино или Малое Анисимово, земельные участки не имеют.

Из заключения Муниципального образования «Заостровское» следует, что земельные участки выделены из состава сельскохозяйственных угодий (осушенные сенокосы), коллективно-долевой собственности «Племзавода колхоза «Заостровский» в счет земельной доли. На территории земельных участков проведена мелиорация (проходит дренажная система), для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения.

По смыслу ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, подп. 8, 10 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ правовой режим земель и земельных участков устанавливается исходя из их целевого назначения, с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов.

В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Изменение категории земель спорных участков (в случае включения в состав населенного пункта) нарушает установленный пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Суд также отмечает, что исходя из положений ст. 1 вышеуказанного Закона для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.

Доводы об отсутствие мотивов отказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обоснование отказа, судом отклоняются. Из текста решения следует, что отказ последовал на основании п. 1 ч. 20 ст. 4.1 Федерального Закона №191-ФЗ, в связи с наличием отрицательного заключения Муниципального образования «Заостровское». Поскольку, основания для отказа в удовлетворении заявления о включении земельного участка в состав населенного пункта, предусмотрено законом, другой мотивации не требуется.

Поскольку, применительно к данному спору, включение земельных участков в состав населенного пункта является основанием для изменения целевого назначения земельного участка (перевода земельного участка из одной категории в другую), положения Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ, на возникшие правоотношения не распространяются.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из чего следует, что для признания действий должностных лиц государственных органов незаконными, необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие обжалуемых решений и действий требованиям законодательства и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в результате совершения указанных действий.

Суд не находит оснований для признания оспариваемого решения нарушающим права и законные интересы заявителей, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Как уже указывалось судом, основными принципами оборота земель сельскохозяйственного назначения провозглашены сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.

Оспариваемое распоряжение не привело к прекращению (изменению, обременению) прав собственности заявителей на указанное имущество.

При таких обстоятельствах, учитывая что оспариваемое решение принято Агентством архитектуры и градостроительства Архангельской области в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка принятия решения, которое вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушение прав заявителя принятым решением не доказано, основания к удовлетворению заявления З.М.Ю., М.А.А. отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

З.М.Ю., М.А.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа руководителя агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ , во включении земельных участков

с кадастровыми номерами и в состав населенных пунктов Нижнее Ладино или Малое Анисимово Муниципального образования «Заостровское» Приморского муниципального района Архангельской области, возложении обязанности принять решение об удовлетворении заявления, отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья:         И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 22 августа 2011 года.

Судья:         И. В. Рогова