об оспаривании решения муниципального органа 2-4698



Дело № 2-4698/2011     07 октября 2011 года

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Коваленко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению Беляевой Н.С. к мэрии г. Архангельска, Управлению культуры и молодежной политики мэрии г. Архангельска, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области о признании действий незаконными,

установил:

Беляева Н.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения мэрии города Архангельска и Управления культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска об исключении семьи Беляевых в составе трех человек из сводного списка молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «Город Архангельск» (далее Программа), обязать мэрию г.Архангельска включить семью Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А. в сводный список молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей г. Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «Город Архангельск» под № 3 и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в 2011 году. В обоснование заявления указала, что её семья в составе трех человек на основании распоряжения мэра г. Архангельска от 29 апреля 2008 года № 484р «Об утверждении списка молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска», изъявивших желание получить субсидию в 2009 году по муниципальному образованию «Город Архангельск» была признана участником вышеназванной программы под № 142.

Поскольку в установленные сроки субсидия им предоставлена не была, то семья Беляевой Н.С. стала участником долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей г. Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей г. Архангельска (2010-2011 годы) под №135. В сентябре 2010 года ею была предоставлена в отдел анализа и развития городского хозяйства службы заместителя мэра города по городскому хозяйству справка о том, что её семья была поставлена на учёт по улучшению жилищных условий в администрации территориального округа Варавино-Фактория до ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого решением координационного совета по реализации Программы ДД.ММ.ГГГГ семье Беляевой Н.С. в сводном списке молодых семей - участниц Программы был присвоен порядковый номер 3.

Таким образом, считает, что её семья должна была получить свидетельство на получение социальной выплаты на частичную оплату стоимости приобретаемого жилья в 2011 году. Управлением культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска было направлено заявителю письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому социальная выплата на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома семье Беляевых предоставлена не будет, поскольку мужу заявителя на момент предоставления субсидии более 35 лет. Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене.

В ходе рассмотрения дела, Беляева Н.С. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска по неисполнению решения координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении семье Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в сводном списке молодых семей-участниц Программы порядкового номера 3 и обязать мэрию города Архангельска исполнить решение координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ и изменить порядковый номер семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в сводном списке молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «город Архангельск» на ; признать незаконным действия мэрии города Архангельска о не включении семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году направленный для утверждения Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области и обязать мэрию города Архангельска включить семью Беляевых в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году под номером 3, направить на утверждение Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году, включающий семью Беляевых под номером 3; обязать Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области утвердить список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году включающий семью Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., под номером 3, обязать мэрию г.Архангельска выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в 2011 г. семье Беляевых в составе трех человек как участнице городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «Город Архангельск».

В судебном заседании Беляева Н.С. и её представитель по устному ходатайству Титов И.А. на удовлетворении требований настаивали по изложенным в заявлении основаниям. Просили суд их удовлетворить.

Представитель мэрии г. Архангельска Антипова С.А., действующая на основании доверенности, с доводами заявления не согласилась, полагает, что семья Беляевых должна быть исключена из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска». Указала, что в соответствии с распоряжением мэра города от 10.06.2010 № 1036 р «Об утверждении сводного списка молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)», долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)», изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию «Город Архангельск» семья Беляевых признана участницей программы (). В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программ «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Возраст Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на сегодняшний день превышает 35 лет. В связи с чем семья Беляевых не будет включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, который утверждается Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области. Полагает, что действия мэрии города не могут быть признаны незаконными, поскольку в настоящее время семья Беляевых не исключена из сводного списка молодых семей - участников программы, а решение координационного совета носит рекомендательный характер.

Представитель Управления культуры и молодежной политики мэрии г. Архангельска Марич Ю.С., действующий на основании доверенности, с доводами заявления не согласился. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Министерства по региональной политике и местному самоуправлению Архангельской области в судебное заседание не явился, извещены о дне и времени судебного заседания, причин не явки суду не сообщили, письменный отзыв на заявление не представили.

Представитель Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области в судебное заседание также не явился, извещены о дне и времени судебного заседания, причин не явки суду не сообщили, письменный отзыв на заявление не представили.

Заинтересованное лицо Б.А.В., извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении заявления без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные решения, действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Письменное сообщение должностного лица об отказе в удовлетворении обращения гражданина свидетельствует о принятии решения, которое в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию города Архангельска поступило заявление Беляевой Натальи Сергеевны о включении ее семьи в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)», подпрограммы «Дом для молодой семьи» областной социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2001-2010 годы» (л.д. 11-12).

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее по тексту решения Постановление) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 22 Постановления, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 № 257).

Пунктом 21 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 № 257).

В соответствии с распоряжением мэра города от 29.04.2008 № 484р «Об утверждении сводного списка молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска», изъявивших желание получить субсидию в 2009 году, по муниципальному образованию «Город Архангельск» семья Беляевой Н.С. признана участницей программы.

Таким образом, на момент подачи заявления с приложением всех необходимых документов, издания Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ семья Беляевой Н.С. полностью соответствовала требованиям, предъявляемым Программе.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами участвующими в деле не оспаривались.

Согласно выписке из протокола заседания координационного совета по реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы) от 24.11.2010 года, представленной в материалы дела (л.д. 49), при рассмотрении заявления семьи Беляевых об изменении номера их очереди в сводном списке молодых семей-участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)» в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, решением координационного совета, было решено в сводном списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году семье Беляевых присвоить номер 3.

Согласно п. 1.2 Положения о координационном совете по реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)», утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 18.02.2010 г. № 83, координационный совет по реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)» является постоянно действующим консультативно-координирующим органом, обеспечивающим согласование действий отраслевых (функциональных) и территориальных органов мэрии города при реализации Программы.

Совет в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области, правовыми актами муниципального образования «Город Архангельск», а также настоящим Положением (п. 1.3 Положения).

Заслушивает отчеты исполнителей Программы о ходе ее исполнения (п. 2.5 Положения).

Функциями Совета является осуществление контроля за реализацией принятых Советом решений; внесение в установленном порядке мэру города Архангельска предложения по вопросам реализации Программы.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, решение координационного Совета исполнено не было и по настоящее время.

Доводы представителя мэрии о том, решение Координационного совета является рекомендательным, суд находит не состоятельными.

Как следует из ответа заместителя мэра по городскому хозяйству от 24.09.2010 г. в адрес Беляевой Н.С., вопрос изменения номера очереди ее семьи в утвержденном распоряжении мэра от 10.06.2010 г. № 1036р в сводном списке молодых семей входит в компетенцию координационного совета, Положение о котором утверждено постановлением мэра города Архангельска от 15.12.2006 г. № 515.

При этом то обстоятельство, что Распоряжением мэра города Архангельска от 10 июня 2010 г. № 1036-р был утвержден сводный список молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)», долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)», изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию «Город Архангельск», а решение координационного совета о восстановлении семьи Беляевых в списках претендентов было принято лишь 24.11.2010 г., не может и не должно нарушать конституционные права заявителя на получение жилищной субсидии.

Указанный список граждан, сформированный органом местного самоуправления, должен был быть изменен и мог быть изменен до формирования органом исполнительной власти субъекта РФ сводного списка.

Ссылка представителя мэрии г. Архангельска о том, что включение молодых семей - участников Программы в сводный список после его утверждения не допускается, в данном случае не состоятельна, поскольку данные Правила не запрещают вносить изменения (в том числе основания для постановки на учет, дату включения, номер в списке) в сформированный сводный список в отношении уже включенных в него граждан - участников подпрограммы.

Кроме того, при разрешении настоящего дела суд учитывает следующие обстоятельства.

Согласно Акту проверки Архангельской области по использованию средств федерального бюджета, по которым главным распорядителем бюджетных средств является Министерство регионального развития Российской Федерации от 15 апреля 2011 года, имеющемся в материалах дела (л.д.142-149), установлено, что Администрацией Архангельской области в ходе реализации подпрограммы в 2008 году был допущен ряд нарушений требований Правил.

В 2008 году в утвержденный список Архангельской области были внесены 17 изменений (замены, исключения, включение).

В 2009, 2010 г. изменения в утвержденный список молодых семей- претендентов не вносились.

Замечаний с правовым обоснованием, о невозможности внести изменения в уже утвержденный список молодых семей- претендентов, не указано.

Таким образом, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о законности действий мэрии г. Архангельска в части неисполнения решения координационного совета, а в дальнейшем (как следствие) не включение семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году под номером 3 для утверждения Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области

Также отмечено, что вышеуказанным Положением предусмотрено, что в случае постановки супругов на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в разные периоды времени, молодая семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий по более ранней дате постановки на учет одного из супругов. Таким образом, создается прецедент включения в список претендентов молодых семей по дате признания нуждаемости, по состоянию на которую молодой семьи фактически не существовало (брак регистрирован более поздней датой).

Из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2011 г. в адрес Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области следует, что в настоящее время Минрегионом России подготовлены изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат, в части определения условий исключения молодых семей, возраст которых достиг 35 лет (полных 36 лет), из участия подпрограммы. В настоящее время вышеуказанные изменения проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Однако восполнение нормативного единства процессуального права, обусловленное обязанностью суда при любом несовершенстве законодательного регулирования процессуальных отношений разрешить конкретное дело в соответствии с требованиями справедливого судопроизводства, которое только и может претендовать на роль правосудия, носит исключительный характер и не должно нарушать принцип верховенства Конституции и федерального закона.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Конституция Российской Федерации закрепляет, что отдельным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По запросу суда Управлением культуры и молодежной политики мэрии г. Архангельска был представлен сводный список молодых семей-участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших получить социальную выплату в 2011 году по состоянию на 1 сентября 2011 года, по муниципальному образованию «Город Архангельск», где семья Беляевых числится в списке под номером 2.

Как пояснил в судебном заседании представитель Управления данный список является рабочим вариантом, в настоящее время мэром города не утвержден и не подписан, окончательно список будет утвержден к 01 января 2012 года.

В предполагаемом списке молодых семей-участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска» (2010-2011 годы)» для включения в число получателей социальной выплаты в 2011 году в соответствии с очередностью и объемами финансирования, предусмотренными на реализацию программы, семья Беляевых уже не значится.

Однако из ответа министра по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области от 04.10.2011 г. следует, что семья Беляевых не включена в список семей-претендентов на получение социальной выплаты, утвержденный Губернатором Архангельской области от 20 июля 2011 года.

Ссылка представителя мэрии г. Архангельска на п. 1.6 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных постановлением мэра города Архангельска от 12.03.2010 № 139, в данном случае не состоятельна. Как установлено судом, подтверждается материалами дела, Беляева Н.С. и члены ее семьи являлись участниками Программы, соответствовали предъявляемым требованиям в полном объеме, возраст супругов не превышал 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (2008 г.).

То обстоятельство, что отсутствовало своевременное и достаточное финансирование для реализации Программы не имеет правового значения для разрешения спора, не свидетельствует о законности действий мэрии г. Архангельска, поскольку не должны нарушаться конституционные права Заявителя на получение жилищной субсидии.

Представленное в судебное заседание постановление правительства Архангельской области от 13 сентября 2011 г. № 321-пп «О внесении изменений в Положение о проведении конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов Архангельской области для участия в долгосрочной целевой программе Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы и Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительства жилья» судом также не принимается во внимание, поскольку официального опубликования данного нормативного акта до настоящего времени не было.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Анализируя приведенные правовые нормы в их взаимосвязи, установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что действиями мэрии г. Архангельска права и законные интересы Заявителя нарушены, требования о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска по неисполнению решения координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении семье Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в сводном списке молодых семей-участниц Программы порядкового номера 3 и обязании мэрии города Архангельска исполнить решение координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ, изменить порядковый номер семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в сводном списке молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «город Архангельск» на № 3; признании незаконным действия мэрии города Архангельска о не включении семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году направленный для утверждения Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области; обязании мэрии города Архангельска включить семью Беляевых в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году под номером 3, направить на утверждение Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году, включающий семью Беляевых под номером 3 подлежат удовлетворению.

Предусмотренный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения гражданина с заявлением в суд не пропущен.

В соответствии с Законами Архангельской области от 15 декабря 2009 года № 118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», от 21.12.2010 № 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» главным администратором доходов областного бюджета на вышеуказанные цели определено Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области.

Способы защиты гражданских прав определены в ст.12 ГК РФ. Защита права возникает тогда, когда формируется само право, которое необходимо защитить, если оно нарушено, или с момента его нарушения. Защита права и право на защиту взаимосвязаны, одно из них предполагает второе.

Способ защиты предполагает конкретное действие, которое следует совершить в настоящий момент для защиты своего нарушенного права. Отсутствие реального правонарушения означает и отсутствие спора.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и материалы дела, суд считает, что действиями Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области (об обязании Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области утвердить список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году, включающий семью Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А. под номером 3) права и законные интересы Заявителя в настоящее время не нарушены, поскольку предполагаемое нарушение права не подлежит защите.

Учитывая вышеизложенное правовых оснований об обязании мэрии г.Архангельска выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в 2011 г. семье Беляевых в составе трех человек как участнице городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «Город Архангельск» в настоящее время также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление Беляевой Н.С. к мэрии г. Архангельска, Управлению культуры и молодежной политики мэрии г. Архангельска, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области о признании действий незаконными удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска по неисполнению решения координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении семье Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А. в сводном списке молодых семей-участниц Программы порядкового номера 3; обязать мэрию города Архангельска исполнить решение координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ: изменить порядковый номер семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А., в сводном списке молодых семей - участников городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы), долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию «город Архангельск» на № 3.

Признать незаконными действия мэрии города Архангельска о не включении семьи Беляевых в составе: Б.А.В., Беляевой Н.С., Б.А.А. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году, направленный для утверждения Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области; обязать мэрию города Архангельска включить семью Беляевых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году под номером 3, направить на утверждение Министерству по делам молодежи, спорту и туризму список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (субсидии) в 2011 году, включающий семью Беляевых под номером 3.

В удовлетворении заявления Беляевой Н.С. к Управлению культуры и молодежной политики мэрии г. Архангельска, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области о признании действий незаконными отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                   И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.