№2-3722/2011 `О понуждение к замене легкового автомобиля`



Дело № 2-3772/2011             15 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Шумилова П.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к замене легкового автомобиля, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Шумилов П.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к замене легкового автомобиля, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом второй группы и имеет право на льготы, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны, закрепленные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен в бесплатное пользование автомобиль ВАЗ - 111130-22 на семилетний срок эксплуатации, который истек ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о замене предоставленного ему транспортного средства или выплате соответствующей денежной компенсации. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении его заявления. Полагал отказ ответчика незаконным. Просил суд обязать ответчика заменить ему автомобиль, выданный как средство реабилитации, а также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 2500 руб. 00 коп.

Истец Шумилов П.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве с исковыми требованиями не согласен. Указал, что в связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ автомобиль исключен из Федерального перечня реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду. ДД.ММ.ГГГГ Шумилову П.А. был предоставлен автомобиль «Ока», срок эксплуатации которого действовавшими нормативно-правовыми актами был определен в 7 лет. При выдаче автомобиля истец был снят с учета по обеспечению специальным транспортом и на данный учет он мог быть поставлен не ранее, чем через 7 лет. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» , предусматривающий выполнение обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами, которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно и на льготных условиях. Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ Шумилов П.А. не имел права на постановку на учет по обеспечению (замене) автотранспорта, действие вышеназванного Указа на него не распространяется.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица с иском не согласился, указав, что поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истец не был поставлен на учет для бесплатного предоставления автомобиля, права на его замену по истечении 7 лет он не имеет.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 19 июня 2004 года № 49-ФЗ) инвалиды войны при наличии медицинских показаний (инвалиды войны I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации. При наличии противопоказаний к вождению транспортного средства инвалиду войны предоставляется право передать управление указанным транспортным средством другому лицу, проживающему с данным инвалидом в одном населенном пункте. При необходимости инвалиду войны могут быть бесплатно выделены вместо автомобиля лошадь с упряжью и соответствующее гужевое транспортное средство.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995г. № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счёт средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учёт по обеспечению транспортными средствами».

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 -2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01 января 2005 года состояли на учёте в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счёт средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 руб. 00 коп.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 01 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учёт в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 01 января 2005 года.

Таким образом, реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 01 января 2005 года, то есть до момента прекращения постановки инвалидов на учёт, на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.

В судебном заседании установлено, что истец Шумилов П.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается выпиской № 8 из акта освидетельствования во ВТЭК от 23 января 2003 года.

ДД.ММ.ГГГГ Шумилову П.А. было выдано удостоверение серии И , в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные статьями 14, 15 ФЗ «О ветеранах».

Согласно акту передачи транспортного средства, приобретенного за счет средств управления социальной защиты населения администрации <адрес> для инвалидов Отечественной войны и других инвалидов из числа военнослужащих, а также инвалидов, приравненных к инвалидам Отечественной войны, от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения управления социальной защиты населения -р от ДД.ММ.ГГГГ Шумилову П.А. передан легковой автомобиль марки ВАЗ-111130-22, завод - изготовитель КАМАЗ, год выпуска 2003, двигатель модель 11113 , кузов .

Из содержания справки, выданной управлением социальной защиты населения администрации Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Шумилову П.А., инвалиду Великой Отечественной войны второй группы, в соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального Закона «О ветеранах» выдан бесплатно в пользование в качестве средства реабилитации автомобиль ВАЗ-111130-22 «Ока» с базовым управлением, двигатель , кузов , ПТС <адрес>. Управление автомобилем для обслуживания инвалида разрешено П.А.В..

Распоряжением заместителя начальника управления социальной защиты населения администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -Р Шумилову П.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена денежная компенсация расходов на транспортное обслуживание.

Распоряжением заместителя начальника управления социальной защиты населения администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -р Шумилову П.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена денежная компенсация расходов на эксплуатацию транспортного средства.

Как установлено судом, после выдачи автомобиля в пользование в качестве средства реабилитации в 2003 году Шумилов П. А. был снят с учета по обеспечению специальным транспортом. Повторно на данный учет он мог быть поставлен не ранее, чем через 7 лет эксплуатации автомобиля.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в судебном заседании не оспаривались, в связи с чем суд считает их установленными.

Поскольку судом установлено, что истец Шумилов П.А. не был поставлен на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до ДД.ММ.ГГГГ, так как не истек семилетний срок эксплуатации ранее предоставленного автомобиля, право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации у него не возникло.

Ссылку истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 624-О-П нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 03 февраля 2008 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 01 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

         В связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований Шумилова П.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к замене легкового автомобиля отсутствуют.

         В удовлетворении требования о взыскании судебных расходов также следует отказать, поскольку данное требование является производным от основного в удовлетворении которого отказано.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Шумилова П.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к замене легкового автомобиля, взыскании судебных расходов - отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья                        Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 22 августа 2011 года.