Дело № 2 - 4504/2011 28 сентября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Семаковой З.Е. к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого дома, установил: прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд в интересах Семаковой З.Е. к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что Семакова З.Е. является нанимателем жилого помещения - <адрес>. Свои обязанности по оплате коммунальных услуг и содержанию дома исполняет в полном объеме. Вместе с тем, ответчик, получая и аккумулируя денежные средства нанимателей, в том числе, по статье капитальный ремонт, свои обязанности по договору социального найма в части, касающейся проведения капитального ремонта, не исполняет, а именно, признав необходимость проведения ремонта дома, до настоящего времени его не произвел. В результате неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей Семакова З.Е. вынуждена проживать в жилом помещении, не соответствующем установленным требованиям. Просил обязать мэрию г. Архангельска провести работы по капитальному ремонту свайного основания и печных фундаментов, цокольного перекрытия и кровли <адрес> <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска Киселева К.В. заявленные требования уточнила. Просила обязать мэрию г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по капитальному ремонту свайного основания и печных фундаментов, цокольного перекрытия и кровли <адрес> корпус № <адрес>. Истец Семакова З.Е. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. Уточненные прокурором Ломоносовского района г. Архангельска исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Храмова Я.В., действовавшая на основании доверенности, с заявленными истцом требованиями не согласилась указав, на их необоснованность. Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Двинская» Гаврилов Г.С., дейсвующий на основании доверенности, заявленные истцом требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить. Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. С заявленными прокурором требованиями о понуждении ответчика произвести работы по капитальному ремонту <адрес> согласился. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. В судебном заседании установлено и сторонами на оспаривалось, что между Семаковой З.Е. и мэрией г. Архангельска фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, предметом которого явилось предоставление нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 46,0 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечение предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, в том числе газ в баллонах, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления. В соответствии со статьей 60 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Согласно пункту 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу пункта 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Толкование данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по проведению капитального ремонта возлагается законом на собственника жилого фонда, либо уполномоченное им лицо, которое является наймодателем. Согласно техническому паспорту <адрес> деревянный, двухэтажный, 1950 года постройки. Общая площадь помещений в доме 372,8 кв.м., жилая площадь 247,7 кв.м., дом оборудован водопроводом, канализацией, печным отоплением. По данным Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составлял 66%. Фундаменты - деревянные сваи, наблюдается осадка отдельных участков здания, поражение гнилью, подставлены городки - износ 75%. Стены - деревянные из бруса заводской заготовки, наблюдается образование трещин, поражение гнилью - износ 65%. Перекрытия - деревянные, отепленные, оштукатуренные, имеются трещины в перекрытии, заметный прогиб, поражение гнилью - износ 65%. Крыша - шиферная по деревянным конструкциям, наблюдаются отколы, трещины, протечки - износ 65%. Полы - деревянные, отепленные, окрашенные, имеются прогибы, просадки, поражение гнилью - износ 65%. Оконные проемы - двойные створные, наблюдается гниль в оконных переплетах, подоконных досках - износ 65%. Дверные проемы - филенчатые, коробки местами повреждены и перекошены - износ 65%. Проведенное ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекции Архангельской области совместно с представителем Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Двинская» обследование жилого <адрес> установило неисправность фундамента дома и печей (сваи поражены гнилью, имеют просадку, искривление горизонтальных линий, по периметру дома и под внутренними несущими стенами установлены временные устройства в виде городков); неисправность цокольного перекрытия (глубокие трещины, повреждение гнилью, частично разрушены); неисправность кровли (отколы, просветы, трещины в шифере, следы протечек). Требуется проведение капитального ремонта фундаментов дома и печей, цокольного перекрытия, кровли. В силу акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Муниципальным учреждением «Информационно - расчетный центр» и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Двинская», жилой <адрес> фундамент дома: деревянные сваи (имеют значительное загнивание, трещины, сколы, надломы отдельных свай). Под внутренними и наружными несущими стенами дома установлены поддерживающие городки. Цокольная обшивка деревянная (имеет повреждения, местами гнилая). Наблюдается неисправность цокольного перекрытия (значительное искривление горизонтальной линии цоколя, в квартирах первого этажа имеются незначительные уклоны полов). Кровля шиферная (имеются многочисленные сколы, трещины, следы увлажнения обрешетки (осмотр проведен во время дождя), неисправность примыканий к печным трубам, слуховые окна закрыты. В чердачном помещении жильцами дома установлены емкости для предотвращения протечек осадков). Требуется проведение капитального ремонта дома по замене свайного основания, цокольного перекрытия дома, шиферной кровли. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, подтверждающих проведение каких - либо работ по капитальному ремонту свайного основания и печных фундаментов, цокольного перекрытия и кровли <адрес> <адрес>, ответчиком суду представлено не было. Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53 - 86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года № 446 определено, что при физическом износе деревянных фундаментов 61 - 80%, примерный перечень работ составляет замена столбов и забирки с вывешиванием стен; при физическом износе цокольного перекрытия деревянные оштукатуренные 61 -70 % требуются работы по полной замене перекрытия; при физическом износе кровли из асбестоцементных листов 61 -80% требуются работы по полной замене кровли. Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Приложение 8), относятся к работам, проводимым при капитальном ремонте жилищного фонда. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что факт возникновения необходимости проведения капитального ремонта свайного основания, печных фундаментов, цокольного перекрытия и кровли <адрес>, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. По сообщениям Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, Муниципального учреждения «Информационно - расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № в составе казны Муниципального образования «Город Архангельск» числятся квартиры № 3, 6 - 8 общей площадью жилых помещений 184,5 кв.м. (49,5 % от общей площади дома). Распоряжением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №р в целях упорядочения управления жилищным фондом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск», муниципальный жилищный фонд с ДД.ММ.ГГГГ принят в казну муниципального образования г. Архангельск. Функции наймодателя муниципального жилищного фонда переданы муниципальному учреждению «Информационно - расчетный центр». В связи с чем, раздел 5 Устава муниципального учреждения «Информационно - расчетный центр» был дополнен пунктом 5.13, в соответствии с которым учреждение совершает отдельные действия, связанные с выполнением функций наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда, по доверенности, выданной мэрией города. Однако, как следует из содержания выданной мэрией города г. Архангельска доверенности, функции по проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда учреждению переданы не были. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что мэрия г. Архангельска, как собственник муниципального жилищного фонда, обязана в соответствии с законом нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества. Положением о порядке разработки и формированию плана капитального ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности Муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельского городского Совета от 16 мая 2007 года № 392, определено, что капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, в том числе зданий и сооружений, включает работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования объектов муниципальной собственности в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели, и сопутствующие им работы. Согласно статье 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541 - 1 при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что все жилые помещения, находящиеся в собственности граждан (<адрес>, №) переданы гражданам в порядке приватизации на основании договоров о передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с чем, поскольку при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в <адрес>, требовалось проведение капитального ремонта свайного основания, печных фундаментов, цокольного перекрытия и кровли данного дома и произведено не было, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Семаковой З.Е. о понуждении мэрии г. Архангельска провести работы по капитальному ремонту подлежат удовлетворению. Ссылка представителя мэрии г. Архангельска на то, что наниматель жилого помещения вправе требовать от наймодателя участия в проведении капитального ремонта жилого дома только в доле помещений, находящихся в муниципальной собственности, также не может быть принята во внимание, поскольку мэрия г. Архангельска, фактически являющаяся собственником практически равной доли общего имущества многоквартирного <адрес>, не инициировала проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме по вопросу проведения указанных ремонтных работ капитального характера, несмотря на неоднократные обращения граждан, а также не несла расходов по их проведению. В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих осуществление мэрией г. Архангельска финансирования работ по производству указанных ремонтных работ капитального характера вышеуказанного дома, суду представлено не было. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора <адрес> в интересах Семаковой З.Е. к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого дома - удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по капитальному ремонту свайного основания, печных фундаментов, цокольного перекрытия, кровли <адрес>. Решение может быть обжаловано (опротестовано) в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) через Октябрьский районный суд г. Архангельска Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено 03 октября 2011 года Копия верна Судья Н.С. Моисеенко